РОССИЯ: ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВ

© Вадим Воробьёв
Я написал эту статью на рубеже 2011 – 2012 года в момент известных событий. Но она совершенно значима сейчас и будет в будущем. Я добавляю некоторые немногочисленные слова и предложения теперь. Говоря о 13 веке, я использую слово «татары», потому что других слов не употреблялось в русских летописях. Хотя в татаро-монгольском войске говорили на 45 языках, в основном родственных. В нашей истории переплелись, неожиданно соединились и дали новые итоги разные традиции и потоки истории. И у нас есть наша Великая Родина! Существует тенденция идеализировать прошлое, не замечать трагический накал. Но исторические процессы соединения, сближения, совместного созидания и общения шли медленно, трудно и трагически. И их не следует преукрашивать.

РОССИЯ: ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВ

В свете последних событий всё ярче и значимее встаёт вопрос о предательстве. Действительно, позиция, деятельность и слова ряда журналистов, деятелей и известных граждан поражают степенью своего предательства Родины. Ещё важнее стремления политиков, желающих во что бы то ни стало заполучить власть, увлекающих за собой массы, цели которых, как правило, не имеют ничего общего с их собственными. Где предел такого предательства? Каковы последствия прихода к власти таких безудержных в своём стремлении деятелей? Сколько раз это уже было? Где истоки таких событий и явлений?
Прежде всего, подходит под эти рамки Смутное время, окончание которого мы теперь отмечаем 4 ноября, а Церковь, самый консервативный в обществе институт, призванный сохранять всё и вся, праздновала с самого события на протяжении всего времени. Ведь 4 ноября – день Казанской иконы Божьей матери, той самой, которую впереди строя несли ополченцы, освободившие Москву. Собственно, Смутное время – первая российская буржуазная революция 17 века, сходная с нынешними (даже оранжевыми) по всем направлениям, разумеется, с поправкой на то время. В 2004 году, когда на Украине начинались известные события, политологи и социологи предвещали нестабильность на 8 лет. Неизвестно, успокоилась ли обстановка раньше срока или нет. Смутное же время в 17 веке продолжалось с 1605 по 1613 год. Причём, развитие тех событий показывает, что, начавшись с иностранной помощи, всё закончилось полноценным вторжением и пребыванием иностранных войск – польских – в стране и в столице, а затем и шведских на северо-западе.
Вот что писал об этом известный французский историк Альфред Рамбо ещё в 1880-х годах: «Великий переворот, даже самый мудрый и необходимый, совершается не иначе, как приводя в движение подонков общества, затрагивая массу интересов и ставя многих людей на самую низкую степень общественного положения. Преобразование тогдашней России в единое новейшее государство породило опасные элементы беспорядка… Невежество масс было глубоко, а их ум жаждал чудесного и нового, никакая другая нация не поддавалась так часто одной и той же басне о внезапном появлении государя, которого считали умершим…» В нашем случае следует подправить: «О внезапном появлении способа быстро и легко всё исправить и изменить». И ещё из Альфреда Рамбо: «В стране, лишённой путей сообщения, правительство не могло справляться с самыми нелепыми слухами. Притом же невежественная и суеверная масса питала к нему неприязнь и была счастлива тем, что её вводили в заблуждение. Требовался только лёгкий плут, чтобы пустить в ход большую смуту. Вступление претендента в Россию было сигналом к разложению государства». Сейчас у нас есть пути сообщения. Масса не столь невежественна и суеверна. И будем надеяться, что никакое количество плутов на Западе и поддерживаемых Западом не смогут запустить большую смуту. Хотя сигнал к предательству уже прозвучал, и на него сумели отреагировать некоторые журналисты, бывшие деятели и министры, и нынешние политики. Но история измен своей стране не ограничивается только Смутным временем.
Примеры таких предательств мы можем найти ещё в 11 веке. Так, приёмный сын (родной племянник) Владимира Святого – Святополк женился на дочери польского короля и привёз её со свитой в свой удельный Туров (ныне городок на западе Гомельской области). Вскоре в 1013 году за два года до смерти Владимира Великого киевские власти раскрыли в Турове заговор, направленный против центральной власти. Организатором заговора, как указывают тогдашние источники, был епископ Рейнберн из свиты жены Святополка. Епископ действовал по указанию польского короля. Раскаявшийся Святополк с женой были позже переведены в Вышгород (город рядом с Киевом с северной стороны). Переводили, чтобы был под присмотром, но это сыграло злую шутку, Святополк оказался ближе всего к Киеву и захватил власть после смерти Владимира Великого в 1015 году.
Наиболее законными преемниками Владимира были старший сын от первого брака Ярослав (будущий Мудрый) и, особенно, Борис и Глеб, рождённые от христианской жены. Святополк был сыном старшего брата Владимира – Ярополка, и у него было старшинство в роду Рюриковичей, столь важное для древней Руси. По-видимому, Святополк мстил так же за своего отца Ярополка, убитого Владимиром. Однако Владимир убил старшего брата за то, что тот убил их среднего брата Олега (гибель Олега могла быть случайной, однако это не было доподлинно известно ни тогда ни сейчас). Как бы то ни было, по приказу Святополка уже после захвата им власти были уничтожены Борис в Вышгороде и Глеб под Смоленском. Глеб был вызван ложным сообщением из Мурома. Борис же принял мученическую смерть. Исколотый мечами в Переяславле (ныне город на востоке Киевской области), доставленный в Вышгород и оказавшийся ещё живым, был добит на месте. Ещё один сын Владимира – Святослав попытался бежать в Чехию, но был застигнут в Карпатах и уничтожен.
Считается, что подобная судьба могла ждать и других сыновей Владимира (всего 11), но противодействие Святополку оказал тогдашний новгородский князь старший сын Владимира Ярослав (будущий Мудрый). После битвы под Любечем (ныне посёлок у Днепра на северо-западе Черниговской области) в начале зимы 1016 года Святополк, как и следовало ожидать, бежал в Польшу.
В 1017 году Святополк с новым войском напал на Киев, но был отбит. В следующем 1018 году он пришёл уже с поляками, которые победили войско Ярослава на Буге и захватили Киев, подвергшийся разграблению, как и многие другие места. Притом что, за услуги польскому королю были отданы юго-западные русские земли (в основном, нынешняя западная Украина) – червонные города (самый известный – Брест), полоса вдоль современной польской границы по обе её стороны. Из-за начавшегося повсеместного вооружённого сопротивления поляки вынуждены были уйти, взяв с собой много пленных.
Новое сражение в 1019 году между войском Ярослава и войском Святополка, не имевшего поддержки населения, закончилась окончательным проигрышем последнего. Святополк вновь бежал в Польшу (одна из версий). После Бреста он сошёл с ума, захваченный манией преследования. В 1020 году в возрасте 40-ка лет он умер в месте, названия которого не сохранила история. Имя «Святополк» не получило на Руси широкого хождения, именно, по причине его княжеского носителя, которого в народе прозвали Святополк Окаянный. Хотя были после и другие князья с таким именем. Четыре года пребывания на высшем посту прошли в беспрерывной и жестокой борьбе за власть, убийстве кровных родственников, предательстве, подкупе киевского населения, а главное, во многих жертвах русского народа.
Впервые с момента возникновения Руси, когда варяги сшили воедино разрозненные русские племена, а потом Ольга и Владимир сплавили всё навеки светом православной веры, для получения верховной власти использовалась иностранная поддержка и сила. Это было и опробованием будущих взаимоотношений между нашей восточной и западной ветвью христианской цивилизации. Это было и репетицией будущего смутного времени. И, наконец, Святополк Окаянный даёт нам образ политика и государственного деятеля, для которого своя власть и, вообще, всё своё – это всё. А государство, страна, народ – лишь способы достижения этого своего, лишь средство самодовольства и потехи собственного самолюбия.
О Борисе и Глебе слышали все. Но лишь немногие знают о непосредственных обстоятельствах и событиях с ними связанными. Первыми русскими святыми вошли они в русскую историю и запечатлелись где-то, даже, не в сознании, а в подсознании вечным и несколько неясным напоминанием о той самой первой русской смуте. И ещё один урок даёт эта история. После того, как выстраивание власти силами извне было остановлено, наступило длительное устойчивое развитие, 45-тилетнее правление Ярослава Мудрого, ставшее наивысшим взлётом древней Руси.
В 13 веке Русь была раздроблена и находилась под татарским игом, но звание великого князя существовало, и носил его Владимирский князь. Это был формальный предводитель единой Руси. Руководил он только Владимиро-Суздальским княжеством, одним из самых значимых во время феодальной раздробленности. Наличие великого князя имело огромное духовное значение для единения всей русской земли. С 1276 года великим князем Владимирским был второй сын Александра Невского Дмитрий. Владимирское княжение, помимо всего прочего, приносило и большие доходы, чем обычные и отдалённые княжества. Право на княжение тогда брали в Орде, ярлык. Так, в 1281 году своего старшего брата решил сместить третий сын Александра Невского Андрей (как младший права не имел, но в Орде на такие традиции внимания не обращали), бывший Костромским и Городецким князем (Городец – ныне город на востоке Нижегородской области). Андрей сумел взять ярлык в Орде и пришёл во Владимирскую землю с татарским войском (под предводительством Кавгадыя и Алчедая) для смещения Дмитрия. Андрей легко вошёл во Владимир. Татары же «все пограбиша, и в полон ведоша мужи и жены и дети; испустошиша грады и волости, села и погосты, монастыри и церкви пограбиша, иконы и кресты, и сосуды священныа, и пелены, и книги и всякое узорочье пограбиша».
Бежавший Дмитрий в следующем 1282 году попытался вернуться во Владимиро-Суздальскую землю, непосредственно, в свою отчину Переяславль-Залесский (сейчас город на юге Ярославской области). Андрей не стал пытаться уладить конфликт своими силами, а сразу обратился в Орду, откуда снова привёл войско (под командованием Турай-Темира и Алыня). И всё повторилось. В 1283 году Дмитрию, всё же, удалось вернуть престол. Однако в 1285 году Андрей ещё раз попробовал сместить брата, для чего в третий раз привёл татарское войско, не столь мощное и полученное, по-видимому, не от центральных властей Орды. Войско сразу приступило к грабежам, что было обыкновенным делом. В этот раз Дмитрию удалось достаточно легко изгнать татар. И это была первая победа русских над татарами с начала нашествия в 1237 году.
Через 8 лет в 1293 году Андрей вновь направляется в Орду, и ему удаётся взять ярлык на правление. На этот раз – уже четвёртый – теперь большое татарское войско и даже не под формальным командованием Андрея, как раньше, а своим (Тудана, Дюденя – говорили русские) направляется во Владимиро-Суздальскую землю. Это была самая страшная из недавних и не только – Дюденева рать. Разграблены, сожжены и разрушены, некоторые частично, 14 городов, среди которых Владимир, Суздаль, Юрьев (ныне Юрьев-Польский во Владимирской области), Переяславль, Углич, Дмитров, Москва, Коломна. А также менее крупные поселения. Дмитрий отказался от Владимирского стола.
Андрей прожил и процарствовал ещё 11 лет, за это время женился, нажил троих сыновей и в 1304 году в возрасте 49 лет умер, успев когда-то стать монахом. С одной стороны, принятие монашества перед смертью – достаточно обычная практика тогда у князей. С другой стороны, в его случае это трактуют как наступившее некоторое раскаяние. И это – тот случай, когда оно, что мёртвому припарка. Так как Андрей жил, в основном, в своей отчине в Городце, даже будучи Владимирским князем, что так же обычно для того времени, то и похоронен он там в церкви Святого Михаила.
Татар на Русь приводил и отец Андрея Городецкого Алескандр Невский и тоже с целью воцарения. Но итоги выдающегося правления отца и мелочного княжения сына несопоставимы. Недаром по кончине Александра Невского митрополит сказал: «Зашло солнце земли Русской!» И народ ответил: «Уже погибаем!» У Андрея Городецкого всё по-другому. Десятки по нескольку раз сожжённых городов и других населённых пунктов, десятки тысяч убитых по оценкам современников и историков, колоссальная ненависть современников и презрение потомков. Поэтому я всегда говорю: не называйте Бориса Ельцина худшим руководителем. Если покопаться в нашей истории, можно найти и хуже. И не одного.
Что из всего этого следует? Предательство никогда не приводит ни к чему хорошему. Это так очевидно! К чудовищным, невероятным результатам приводит оно на уровне государственной власти и на уровне общественного сознания. Сделанное чужими руками, оборачивается чудовищными катастрофами часто для совсем невинных и далёких от процессов людей. Предательство часто не осознаётся самими предателями из-за сверхзначимости их собственных узких интересов, осознаваемых как общезначимые. И наконец, оно куда легче распространяется, если встречает слабое сопротивление. Деятельная и бойкая позиция будущего Ярослава Мудрого спасли Русь от Святополка и ещё большего ухудшения. Слабый и боящийся второй сын Александра Невского Дмитрий всегда бежал перед силой, хотя были люди, готовые во что бы то ни стало сражаться на его стороне против татар и его младшего брата. В конечном итоге, он упустил власть, не смог обуздать брата и предотвратить часть тех бедствий, которые Андрей нёс на Русь. Слабая и боящаяся власть всегда проигрывает.
Что необходимо теперь? Нужны прозрачные, не оставляющие поводов для сомнения механизмы выборов, нужно всемирное противоядие глобальной западной системе пропаганды, нужны общественные организации, способные в любой момент организовать общественную уличную активность людей. И главное, нужно национальное патриотическое воспитание и образование, начинающееся с невозможности вывесок и названий на иностранных языках, воспитание, которому доступны книги литератур всех народов России и исторической России, образование, которое более глубоко осветит и преподаст историю и традиции нашей страны, включая танцы, изобразительное искусство, музыку. Когда-нибудь эти предметы будут полноценно изучаться, хотя бы как история сейчас? Значимейшая задача – исторический кинематограф. В советские годы были сняты фильмы об Александре Невском, Петре Первом. У нас есть о чём снимать! Прекрасные романы Дмитрия Балашова и других писателей ещё ждут своего часа! Специальное, целенаправленное пропагандирование народной и классической музыки на телевидении и классического театра. Театральные постановки даже областных театров нужно сделать постоянными гостями и на центральных телеканалах. Нам нужно уйти от идеологии: «Вырасти, выучиться и уехать». Нужно достичь того, чтобы идея навсегда уехать заграницу за материальными благами приходила в голову абсолютному мизерному меньшинству наших людей. Это нелёгкая задача, небыстро решаемая. Нашей стране нужно избавиться от идолопоклонничества перед Западом, проявляемого частью нашего населения по всем направлениям. Нашим людям нужно отучиться оглядываться туда. И эта задача духовная, а не материальная. Тогда многое у нас будет хорошо, и жить будет легче.

Опубликовано изначально на моих сайтах volshebnyskazki.ucuz.ru и skazkaslavna.wmsite.ru.
Система Orphus

0 мнений

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.