«Сложившаяся в РФ система хозяйствования бесперспективна». И что дальше? - С.Ю. Глазьев с комментарием М.В. Назарова.

Политика: «Сложившаяся в РФ система хозяйствования бесперспективна». И что дальше? -  С.Ю. Глазьев с комментарием М.В. Назарова.

Патриотическая альтернатива либертарианской доктрине

Причины резкой деградации российской экономики целиком лежат в сфере управления хозяйством, сложившейся в результате «рыночных реформ» по лекалам либертарианской экономической модели. Объективное состояние научно-производственного, человеческого и сырьевого потенциала российской экономики не предвещало столь резкого падения экономической активности и инвестиций, уровень которых до сих пор остаётся ниже дореформенного. Вывоз триллиона долларов капитала, эмиграция нескольких миллионов квалифицированных кадров за рубеж свидетельствуют о неспособности созданной реформаторами системы управления экономикой страны реализовать имеющиеся возможности экономического роста. Вместо формирования созидательных мотивов общественно-полезной хозяйственной деятельности государственная политика нацеливала предприимчивых людей на присвоение чужого, не на производство нового, а на перераспределение ранее созданного богатства.Это исключало возможность формирования интеллектуального стиля управления и, соответственно, перехода на инновационный путь развития.

В первоначальном накоплении капитала, происходившем в России путём «прихватизации» государственного имущества, конкурентным преимуществом обладали люди, не обременённые моральными принципами: способные дать взятку чиновнику, запугать директора, расправиться с трудовым коллективом, при необходимости уничтожить конкурента. Коммерчески успешные и поэтому доминирующие в ходе реформ образцы предпринимательского поведения определялись не столько созидательными мотивами, сколько криминальным опытом.

Традиционная русская хозяйственная культура, образцы дореволюционного предпринимательства оказались не только не востребованы, но и дискредитированы либеральными реформаторами. Быть честным, ответственным, законопослушным, справедливым и добросовестным оказалось не просто невыгодно, а абсолютно недопустимо с точки зрения успешного ведения бизнеса. В выигрыше оказались беспринципные, алчные и, как правило, невежественные авантюристы, подкупавшие чиновников, обманывавшие государство, «кидавшие» партнёров, шантажировавшие руководителей предприятий, презиравшие трудовые коллективы и неспособные к управлению высокотехнологическим производством. В итоге произошла глубокая криминализация управления хозяйством, позитивные качества русской хозяйственной культуры были вытеснены лагерно-бюрократической криминальной контркультурой. Согласно классической классификации Платона, возникший в России стиль управления следует определить как тимократию (правление худших и корыстных). Перейти от этого строя к демократии, понимаемой в русской политологической традиции как народовластие, куда сложнее, чем раньше, так как для этого предстоит преодолевать сопротивление криминализированной, циничной и противоположной народу по своим интересам властвующей элиты.

В криминализации и деградации культуры хозяйствования заключаются фундаментальные причины резкого падения конкурентоспособности российской экономики. Действительно, если к сверхдоходам ведут не повышение эффективности производства и качественное удовлетворение общественных потребностей, а разграбление предприятий, обман партнёров и ликвидация конкурентов, то о каком экономическом развитии может идти речь? Неудивительно, что вместо него на протяжении вот уже более четверти века мы наблюдаем нарастающую деградацию, вывоз капитала, эмиграцию не находящих применения своим силам специалистов, беспощадную эксплуатацию природного и человеческого потенциала страны, присвоение национального богатства криминальными структурами.

Таким образом, в результате проводившейся либертарианской политики в российской экономике сложилась крайне неэффективная система хозяйствования, неадекватная как современным закономерностям экономического роста, так и ценностно-смысловым мотивам и стереотипам поведения подавляющего большинства населения. Эта система хозяйствования ориентирует предпринимателей не на созидательную общественно-полезную деятельность, а на присвоение чужого, провоцируя бесконечную «войну всех против всех». Она дискредитирует традиционные нравственные ценности и провоцирует криминализацию хозяйственной деятельности.Она подавляет творческую энергию граждан, вызывает их отчуждение от государства, влечёт за собой разрушение научно-производственного и деградацию человеческого потенциала страны, снижение конкурентоспособности национальной экономики.

Но этап паразитического присвоения социалистического наследства завершается, и возникает критически важный для разработки антикризисной политики вопрос: какой духовный стержень будет направлять экономическое поведение людей? Едва ли культ Золотого тельца станет новой религией нашего народа, большинство которого исповедует либо возрождающееся православие, либо коммунистическую доктрину. Если исходить из тенденции возрождения православной самоидентификации всё большей части населения России, для моделирования соответствующего ей экономического поведения следует обратиться к анализу влияния православного мировоззрения на мотивы и ограничения этого поведения. В качестве его фундаментальной основы можно использовать Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, разработанный группой учёных и богословов под эгидой Московской патриархии РПЦ и одобренный Всемирным русским народным собором (принят на итоговом пленарном заседании Собора 5 февраля 2004 года). Он представляет собой системное обобщение духовной составляющей экономического поведения, регламентируемого российской религиозной традицией. Как нетрудно заметить, мотив максимизации прибыли в них существенно ограничен требованиями соблюдения общего блага: не допускать дискриминации работников, стремиться к отношениям сотрудничества, взаимопомощи, выполнять взаимные обязательства, обеспечивать социальные гарантии.

Соответствующий российской мировоззренческой традиции духовный стержень экономического поведения принципиально отличается как от либеральной доктрины, так и от её криминализированного воплощения в современной российской действительности. Этим во многом объясняется неприятие подавляющим большинством российского народа ультралиберальных, либертарианских «рыночных реформ», которые легализовали аморальные и, в значительной части, преступные формы обогащения за счёт присвоения чужого. Подавляющее большинство российских граждан отказались от билета в «рыночный рай», продав за бесценок приватизационные ваучеры и не соблазнившись на посулы «народного» капитализма. Они это сделали не по недомыслию, а по неприятию предложенных либеральными реформаторами способов обогащения за счёт присвоения государственного имущества.

Русская духовная традиция наполнена содержательным смыслом, важнейшими составляющими которого являются созидательная деятельность на общее благо, воплощение принципов правды и справедливости. Привнесённая из за рубежа и с энтузиазмом подхваченная олигархами и коррупционерами доктрина вульгарного либерализма в корне этой традиции противоречит. Общество не приемлет как воровские способы обогащения, так и издевательски низкую оплату труда, олигархическую вакханалию приближённых к власти лиц на фоне массовой бедности трудящегося населения. Следствием этого диссонанса укоренённой в общественном сознании духовной традиции и повседневной практики стали эпидемии социально обусловленных болезней, резкое падение продолжительности жизни, аномально высокий уровень преступности и психических расстройств.

Разрешение противоречия между духовной традицией и практикой возможно двумя способами. Либо духовная традиция будет сломлена доминирующей хозяйственной практикой, либо последняя будет приведена в соответствие с духовной традицией.

В первом случае завершится подмена приведённых выше нравственных принципов хозяйствования культом Золотого тельца с характерными для него войной всех против всех, социальной безответственностью, доминированием аморальных и преступных способов обогащения за счёт присвоения чужого. Примеры такого рода стереотипов экономического поведения дают слаборазвитые страны Африки и Латинской Америки с характерной для них низкой эффективностью как рыночных механизмов, так и поражённых коррупцией институтов государственного регулирования. В этом случае Россию ждёт дальнейшая деморализация и вырождение населения, деградация производственного потенциала, превращение экономики в сырьевую колонию более развитых стран.

Во втором случае возможно построение эффективной экономической системы, работающей на созидательной мотивации десятков миллионов образованных трудоспособных граждан. При этом в условиях перехода мировой экономики на инновационный путь развития и доминирующего значения научно-технического прогресса как главного двигателя экономического роста специфика российской духовной традиции даёт принципиальные конкурентные преимущества. Прежде всего, это характерные для русской культуры доминирование духовного над материальным, поиск истины, тяга к творчеству и способность к коллективному интеллектуальному труду. Эти качества как нельзя лучше отвечают вызовам современной экономики знаний, в которой основой успеха является способность создавать и осваивать новейшие прорывные технологии. Сохраняющийся в стране научный и интеллектуальный потенциал может стать основой быстрого подъёма российской экономики при создании благоприятных условий его активизации. Для этого должна проводиться соответствующая социально-экономическая политика, ориентированная на активизацию имеющихся сравнительных преимуществ национальной экономики.

Разрыв между доминирующим стилем управления и общепринятыми нравственными ценностями влечёт за собой падение эффективности управления как в государственном, так и в частном секторах. Для построения эффективной экономической системы, работающей на созидательной мотивации десятков миллионов образованных трудоспособных граждан, необходимо приведение доминирующей хозяйственной практики в соответствие с духовной традицией.

Как уже неоднократно указывалось выше, выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, подъёма трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Для этого проводимая в России социально-экономическая политика должна иметь определённый духовный стержень, соответствующий национальной культурной традиции. По меньшей мере эта политика должная быть осмысленной и понятной гражданам, ориентированной на достижение разделяемых ими социально значимых целей. Активизация интеллектуального потенциала страны предполагает формирование соответствующего нравственного климата. Фундаментальное значение для русского человека имеет ощущение правильности общественного устройства, его соответствие понятиям справедливости, разумности, целесообразности. Без восстановления справедливости в распределении национального богатства и дохода, преодоления коррупции государственной власти, очищения экономики от организованной преступности новый хозяйственный подъём не удастся.

Для построения эффективной системы управления экономикой, соответствующей духовной традиции и нравственным ценностям, принятым в российской культуре, должны быть пересмотрены фундаментальные принципы государственной социально-экономической политики. В том числе в экономической политике необходимо отказаться от рыночного фундаментализма, в кадровой политике ‒ от круговой поруки и кумовства, а в практике управления ‒ от культа вседозволенности и самообогащения. Должны быть восстановлены ключевые для русской культуры нормы социальной справедливости в распределении национального дохода и богатства.В частности, это означает:

‒ ревизию итогов приватизации с отменой незаконных сделок и уплатой прогрессивного компенсационного налога, пропорционального приросту рыночной капитализации приватизированного имущества в момент его передачи на вторичном рынке;

‒ восстановление дореформенных сбережений граждан;

‒ переход к гибкой денежно-кредитной политике, ориентированной на потребности экономики в долгосрочном кредитовании развития производства, поддержание высокой инновационной и инвестиционной активности;

‒ проведение жёсткой антимонопольной политики, кардинальное повышение эффективности контролируемых государством естественных монополий;

‒ восстановление прогрессивной шкалы подоходного налога; ‒ приведение минимальной оплаты труда в соответствие с реальным прожиточным минимумом;

‒ переход к нормативному планированию социальных расходов исходя из общепринятых в развитых странах стандартов и национальных традиций;

‒ обеспечение прав граждан на бесплатное высшее образование;

‒ возвращение в общенародную собственность природных ресурсов;

‒ введение механизма рационального природопользования с научно обоснованной системой штрафных санкций за загрязнение окружающей среды и изъятием природной ренты в доход государства;

‒ введение персональной ответственности чиновников за должное исполнение своих обязанностей, включающей право каждого гражданина добиваться отставки недобросовестных чиновников в судебном порядке;

‒ введение политической ответственности федеральной исполнительной власти за уровень жизни народа.

Разумеется, реализация этих принципов потребует политической воли и последовательной политики следования общественным интересам, которой выросший на вседозволенности олигархически-бюрократический симбиоз будет изо всех своих сил противодействовать. Преодоление такого сопротивления невозможно без вовлечения в процессы управления хозяйством и государством граждан, восстановления их избирательных прав, реализации демократических форм политического устройства и создания механизмов ответственности власти перед обществом.

Вследствие несоответствия проводившейся либертарианской политики фундаментальным для русской культуры ценностям справедливости, разумности и целесообразности, реакцией народа на разграбление страны и чудовищную несправедливость сложившейся в результате «либеральных реформ» социально-экономической системы стало повальное пьянство, наркотизация молодежи, резкое повышение уровня преступности и самоубийств. Люди предпочитают спиваться, чем соглашаться на низкооплачиваемый труд для обогащения присвоивших себе общенародную собственность новых русских. Десятки миллионов образованных и квалифицированных людей оказались на социальном дне, утратив смысл своего существования.

Сложившаяся в России система хозяйствования бесперспективна.

Её сохранение обрекает страну на бесконечные внутренние конфликты и внешнюю зависимость, общество ‒ на деградацию, а народ ‒ на вымирание. Чтобы избежать этого, необходимы кардинальные изменения во всём комплексе хозяйственных отношений и государственной экономической политике. Эти изменения должны привести систему хозяйствования в соответствие как с традиционными нравственными ценностями, активизировав «человеческий фактор», так и с закономерностями современного экономического роста, активизировав научно-производственный и интеллектуальный потенциалы. Возможность решения такой задачи определяется тем, что традиционно присущие русской культуре хозяйствования нравственные ценности и стереотипы предпринимательского поведения соответствуют требованиям и условиям современного экономического роста. Сохраняющийся в стране научный и интеллектуальный потенциал может стать основой быстрого подъёма российской экономики при создании благоприятных условий его активизации.

С.Ю. Глазьев,
академик РАН, советник Президента РФ

(Заключительный отрывок из большой статьи С.Ю. Глазьева «Культ Золотого тельца и Россия»)

Политика: «Сложившаяся в РФ система хозяйствования бесперспективна». И что дальше? -  С.Ю. Глазьев с комментарием М.В. Назарова.

Комментарий М.В. Назарова


Сергей Юрьевич уже много раз публиковал статьи и доклады о несомненно преступной социально-экономической системе в РФ, созданной ельцинскими «реформами», и о неотложных мерах по отражению угроз существованию России. И не только он. Патриотическая альтернатива нынешней компрадорско-олигархической системе очевидна. В разных формулировках она многократно предлагалась экономистами, политологами, идеологами (в т.ч. см.: ВТР-VII. Что делать вождю Третьего Рима). Основа здорового народного хозяйствования в любой стране и в любые времена элементарна: оно должно служить безопасности государства и благосостоянию всего народа, исходя из нравственных, духовных критериев смысла жизни человека, а не стяжательному обогащению «избранных лиц».

Но правители РФ не желают ничего менять. Все безспорные, наглядные, неопровержимые аргументы даже таких высокопоставленных деятелей, как Глазьев, – это глас вопиющего в пустыне. Власть таких терпит как писк комара, а в случае необходимости – цинично «закатывает в асфальт», как того же Глазьева, дерзнувшего выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2004 году (его имя даже не упоминали в рейтингах). Это была наглядная демонстрация того, что законными способами нынешнюю власть не изменить.

Ведь олигархическо-компрадорская система в РФ создана не просто «по лекалам либертарианской экономической модели», каковая существует в большинстве западных стран, и хотя ее идеология везде противоречит традиционным нравственным ценностям, всё же она там основана на определенной законности, в которой воровство, грабеж, другие экономические преступления и коррупция наказуемы в случае их выявления; нередко даже главные лица государства отправляются в тюрьму.

В отличие от этого компрадорско-олигархическая система в РФ создана в результате «Великой криминальной революции», которая привела к циничному разграблению и расчленению России «тимократией (правлением худших и корыстных)». Именно они, по откровенному признанию президента Путина, в 1990-е годы «в одночасье становились миллиардерами». По всем существующим человеческим законам это было грандиозное государственное преступление, которое не только осталось безнаказанным, но и «узаконено», и его результаты по сей день выражаются в том, что число миллиардеров и количество вывозимых ими из РФ капиталов растет, а уровень жизни народа и рождаемость падают ‒ и это в богатейшей по ресурсам стране мiра. Но глава государства не хочет восстановить попранную законность и лукаво заявляет, что возвращение государству куриц, несущих золотые яйца, «может привести к негативным результатам», а вместо этого повышает пенсионный возраст.

В условиях такого «узаконеного» системного беззакония не устранимы ни «неуважение» народа к закону, ни преступность, ни коррупция в чиновничестве, ибо она начинается на верхах, и это все видят. Демонстративно безнаказанными остались награбившие миллиарды рублей министры Сердюков (с любовницей) и живущая на вилле во Франции Скрынник, необъяснимы с точки зрения законных зарплат источники имущества «Димона» и многих других высших государственных деятелей (мелькнуло в оппозиционных СМИ и было замято без объяснений). Все видят, что законодательная власть в РФ – Госдума и Совфед – это смешная «ритуальная» имитация демократии (это откровенно признал Сурков в статье «Долгое государство Путина»), как и смешные «выборы» (особенно недавний «всенародный референдум» по поправкам в конституцию, который «обнулил» только сроки правления президента, но не Великую криминальную конституцию). К такой власти у народа не может быть доверия, именно это и создает т.н. «пятую колонну», дополнительно ослабляя страну перед внешним врагом.

Глазьев пишет правильно:

«Разрешение противоречия между духовной традицией и практикой возможно двумя способами. Либо духовная традиция будет сломлена доминирующей [криминальной] хозяйственной практикой, либо последняя будет приведена в соответствие с духовной традицией». Но «выросший на вседозволенности олигархически-бюрократический симбиоз будет изо всех своих сил [этому] противодействовать… Для этого предстоит преодолевать сопротивление криминализированной, циничной и противоположной народу по своим интересам властвующей элиты».

Ныне властвующая элита уже сломила русскую духовную традицию и надеется решительно увековечить свою систему через усиление электронного контроля за обществом в симбиозе со своими «работодателями» – сильными мiра сего. В их общих интересах сохранять РФ как Великую сырьевую колонию.

Кто же и как способен освободить страну от власти захватившей ее всемiрной мафии? Это возможно только с Божией помощью, в том случае, если в самом правящем слое России, в структурах власти и в правоохранительных органах найдется достаточное количество умных и смелых деятелей, способных к коллективным жертвенным резонансным выступлениям, пробуждающим совесть и объединяющим порядочных граждан-патриотов для получения Божией помощи. Пусть даже не жертвенно-безстрашных, но хотя бы имеющих страх за будущее своих потомков, с осознанием того, что в Новом мiровом порядке мошиаха места предусмотрены далеко не всем народам…

Но верится уже с трудом, что мы достойны Божией помощи…

Источник
Система Orphus

0 мнений

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.