Экономическая страничка. Выпуск двенадцатый или "откуда деньги берутся"

На прошлом занятии мы рассмотрели с вами вопрос бюджета на уровне
отдельного предприятия
ipolk.ru/blog/10431.html

Мы выяснили, что для успешной реализации бизнес-проектов необходимо, чтобы деятельность была рентабельной, а доходы превышали расходы. Мы сказали также, что принципы управления, в том числе эффективность применимы и для государства, вместе с тем, риски и важность грамотного управления бюджетом страны намного существеннее, чем даже при управлении компанией с миллиардными оборотами. Просто потому, что в первом случае — у тебя моральная ответственность (тем более, если речь идет о русском духе и Православной концепции экономики государства и отдельной компании) перед целым народом, а во-втором, перед работниками и перед учредителями. Но «так получилось» в бизнесе — дело обычное, и всегда можно попытаться наладить производство, сократить издержки, выйти на новые рынки, а вот как быть, если государство столкнулось с проблемами неплатежей и низкой эффективности внешней торговли? Для того, чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим самое понятие государственного бюджета:

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. По большому счету: нельзя потратить больше, чем ты заработал. Но ведь есть дефицитные бюджеты, скажете вы… Вот что делать, если бюджетный детский садик приносит существенные убытки? Правильно: есть субсидии и дотации… Но за счет чего они поступают. Именно за счет перераспределения из более прибыльных секторов или за счет взносов, которые устанавливает государство.

А что делать, если само государство не имеет денег? Тогда два выхода — дефолт или же привлечение заемных средств. Есть еще один вариант — напечатать деньги… Но он чреват тем, что если это — не мировая валюта, то при прежней товарной массе, увеличение денежных средств в экономикеприведет к росту цен, что называется инфляцией. www.terver.ru/socialstudies/gosbudget.php
Вместе с тем, почему-то нас все время пугают инфляцией. Как будто низкая инфляция — это самоцель, но самостоятельная эмиссия и вложение их в развитие производства постепенно приведен к позитивному эффекту, в частности экономическому росту и снижению цен.

Как же узнать является ли бюджет дефицитным или более-менее сбалансированным? Надо сопоставить его части. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

Доходная часть государственного бюджета показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.
Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источники государственного бюджета: налоги и государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.), которые бывают двух видов — эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег и займы у международных организаций.
А вот об этом надо будет поговорить как-нибудь более детально!!!

Расходная часть бюджета в странах предполагает выделение средств на социальные нужды, на поддержание обороноспособности страныобслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.

Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%E5%F0%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%E1%FE%E4%E6%E5%F2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.

13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года[4]:
2011: Доходы — 14 106,0 млрд руб., в т.ч. Доходы получаемые государством с налогов — 3 380,0 млрд руб, Расходы — 11 022,5 млрд руб.
2012 Доходы — 9 503,5 млрд руб.
Расходы — 11 237,9 млрд руб.,
2013 Доходы — 12 865,9 млрд руб.
Расходы — 13 387,3 млрд руб.
2014
Доходы — 14 091,8 млрд руб.
Расходы — 14 582,9 млрд руб.
2015
Доходы — 15 615,5 млрд руб.
Расходы — 15 626,3 млрд руб.
Как видно, бюджет РФ частично дефицитный. Но о чем нам говорят эти цифры? Особо ни о чем. Важна ведь структура бюджета
info.minfin.ru/fbdohod.php

За 9 месяцев результаты следующие:
Данные Федерального казначейства
Структура доходов федерального бюджета в 2013 году.
Виды доходов млрд. руб % к ВВП
Всего доходов 8 418,2
ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3 158,5
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1 653,1
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 461,5
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 103,0
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 290,6
Прочее 751,6
О чем говорит такая структура
Здесь мы видим, что основные поступления идут не от налогов, реализуемых на территории РФ, а от налогов за пользование природными ресурсами и от внешнеэкономической деятельности. А не от налогов, которые платят МЕСТНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И БИЗНЕСМЕНЫ, отечественные предприниматели, то есть реальный несырьевой сектор экономики.
Может быть мы эффективно торгуем технологичной продукцией…
Что же это за внешнеэкономическая деятельность? К сожалению и здесь преобладает сырье, именно на него приходится основная доля вывозных таможенных пошлин, которые поступают в бюджет.
government.ru/media/files/41d4696fa3e0ca103444.pdf
Так в 2012 году основными группами товаров, обеспечивших поступление 4099 млрд рублей в бюджет были: нефть — 2490 и нефтепродукты — 1130, газ — около 400

А теперь представим, что благоприятная ценовая ситуация на рынках нефти и газа
изменилась… Цены упали, что будет с бюджетом?
Что же тогда надо делать, если цены на рынках снижаются, а расходы на содержание предприятия или страны снизить не получается
Об этом в следующий раз!
Система Orphus

5 мнений

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.