Экономическая страничка. Четвертый выпуск

На прошлой лекции мы с вами говорили, что основной принцип управления, который предополагает планирование. Каким бы оно ни было, директивным или индикативным  
важен принцип: «мужик сказал — и мужик сделал». Какое при этом будет планирование: индикативным или директивным (эти два вида вовсе не антиподы, как утверждалось на заре «перехода к рыночному обществу», а при любом строе дополняют друг другу).
Потом мы изучили с вами термин «социология» и затронули весьма интересный прикладной момент — эффект перевернутой пирамиды. То есть много народу хотят быть известными, знаменитыми (но таких обществу надо не очень много народу) и мало кто хочет честно пахать (а таких обществу надо очень много). Раньше эта проблема решалась популяризацией простого и  социально важного труда: рядовые комбайнеры, учителя, врачи, военные считались элитой общества, им вручали награды, устраивали соц.соревнования, формировали образ героя труда.В то же время космонавты, ученые, деятели науки и культуры и в советское время жили «на мировом уровне», им в первую очередь предоставлялись блага… Но! Во-первых не было такого социального явления, как неприличная дифференциация по доходам, во-вторых, к «успешным» не было зависти и ненависти, ведь космонавты и ученые, композиторы и писатели пахали не меньше и делали для страны важные и нужные вещи. И космонавтами дети хотели стать не потому, что им полагался жигуль вне очереди, а потому что космонавт — герой, умный  и честный.  А о каком мужестве и чести можно говорить в отношении сегодняшних «кумиров молодежи»? Какую пользу приносят звездуны и «креативные» протестуны, шоу-мены и гламурные это… «девушки» или сопливые «мачи»

Потом мы задались вопросом: а почему этот вопрос не поднимался двадцать лет. А счас он звучит почти в полный голос. Ответ можно узнать из курса «История экономических учений». Дело в том, что мы не первые, кто задается вопросом: а почему в мире так несправедливо распределяются богатства, а кто сказал, что государство должно контролировать (отказаться от вмешательства), а почему «простые работяги» притесняемы и гонимы, а банки и биржи процветают...

Даже до банков и бирж были похожие споры, попытки решить проблему социального неравенства радикальным способом, докопаться до причин богатства одних стран и бедности других. В данной лекции мы не будем рассматривать такие гипотезы, как географические особенности (хотя это одна из причин и мы уже говорили об этом на позапрошлом занятии) или теорию глобального управления, ведь даже такое управление должно иметь какие-то общие закономерности и источники богатства. Вот о них-то мы и будем рассуждать.

Итак:
Экономическая мысль античности. Известным представителем экономической мысли Античности является древнегреческий философ Платон. Экономические вопросы были рассмотрены им в двух трудах: «Государство» и «Законы». В первом описывалось идеальное государство, во втором — более реальное. Причинами возникновения государства он считал необходимость удовлетворения повседневных потребностей населения и обмен. Государство может существовать долго лишь в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве, и деньги имеют ограниченный оборот. Справедливым государством Платон считал такое, в котором каждый житель занимается тем, к чему больше расположен. Развивая мысль о справедливом государстве, Платон выявил 3 добродетели человека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Так что если кто-то думает, что «ограничение потребностей» было придуиано в «цивилизованных странах капиталистического запада», он глубоко ошибается. А вот еще очень важный момент: Платон считал, что ЧИНОВНИКИ не должны иметь ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, чтобы не отвлекаться от дел и не отвлекать бюджет на собственные предприятия. Именно Платон говорил, что цены, в принципе, должны регулироваться государством. Так что если какой-нибудь либераст начнет вас грузить тем, что «древние философы все, как один, выступали за предпринимательство и минимизацию роли государства» — бейте их Платонами и другими представителями экономической школы древности.

Далее оччень интересный вопрос. Экономическая мысль средневековья. Оставим средневековье раннее, перейдем к 13-15 веку. И тут мы увидим, что «цивилизованные» — это полудикие, отсталые в экономическом отношении государства, где даже короли не могли похвастаться роскошью, здесь полным ходом идет инквизиция и снаряжаются крестовые походы, иногда для защиты «единоверцев, братьев Рима», но чаще всего для грабежа, потому что королям надо кушать и кушать хорошо. Эти «просветители» хорошо получили по зубам от «диких русов» под предводительством Александра Невского, им угрожала и Золотая Орда, но было направление, куда можно было совершать набеги с меньшим риском. Речь идет, кстати, о могущественной империи, где народ постепенно превращался в индифферентно-кисельную массу, ставя главным в своей жизни, ни принципы Веры и Отечества, а личное удовольствие. В это же время, в Византии, крупнейшей и богатейшем имперском государстве жители начинают зажираться от благополучия. Их уже не пошлешь работать на окраины, так как «это удел лохов». Отсутствие ярко выраженной бедности, очень низкое число нуждающихся, блеск образования и градостроительства сыграли с византийцами одну очень похожую на современные события штуку: визайнтийцы захотели много колбасы и мало работы. Окраины населяют «мигранты», единое гражданство «ромеев» (твоя личная национальность уважалась, но было равноправие, даже основатели эллинической национальности не имели привелегий в обществе) становится «пережитком», греки начинают тыкать «титульной нацией», мигранты создают сплоченные и враждебные анклавы, а народу внушают: вы живете очень хорошо, но серо и у вас это… импортных товаров мало… Далее следует предательство национальных интересов, принятие унии, разрушение духовных основ государства и порабощение турками.Громадные богатства Византии делятся между «цивилизованными» и прочими захватчиками. Именно после этого бурным цветом начинает процветать ростовщичество и формироваться база для развития промышленности. Создаются предпосылки для иных экономических учений.

Появляется ранний меркантилизм (XV— нач. XVI вв.)
Представители раннего меркантилизма главным считали административные меры по удержанию в стране драгоценных металлов. Не удивительно — не прошло и пятидесяти лет, как золото и драгметали рекой потекли в Европу из уничтоженной Византии. Правда, европейцысразу прагматично просчитали, что это же золото утечет еще куда-нибудь, если не ввести… «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС». И тогдашние правители решили предпринять
  
    вывоз золота и серебра из страны карался суровыми наказаниями
         всестороннее ограничение импорта товаров (установление высоких цен на импортируемые товары)
    в целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу, а суммы, вырученные за товар, необходимо было тратить на покупку местных товаров
    главной являлась теория денежного баланса, которая обосновывала политику, направленную на увеличение денежного баланса
        доминирует идея торгового баланса;
    появляется протекционизм экономической политики государства;
    характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу;
    появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой;
    как указывает Иммануил Валлерстайн, основной идеей меркантилистов той эпохи была также защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли[6].

Меркантилизм был и при российских императорах, амеханизм госсзащиты внутреннего рынка был и до Петра, ведь в России промышленность и торговля в допетровской Руси шли нога в ногу с «цивилизованными» странами.

Так что если цивилизованные европейцы будут говорить, что «они исстари выступали против ограничений, за свободный переток капиталов» — БРЕХНЯ! Именно европейцы для сохранения нахапанного в Византии ввели то, что должы иметь все государства — механизм защиты внутренних рынков.

Единственным, кто не удовлетворился спокойной жизнью на награбленном — была Великобритания. Начинает зарождаться капитализм. Тогда Адам Смит попытался обосновать теорию богатства народов.
      " Благосостояние страны заключается не только в запасах драгоценных металлов, но также — в величине основного капитала и уровне потребления" (Адам Смит). Эта фраза — величина потребления стала для запада роковой. Ведь платоновский принцип ограничения мер объявлен устаревшим.
    В условиях активного торгового баланса равновесие между экспортом и импортом будет устанавливаться за счёт изменения цен в торгующих странах (приток золота приведёт к росту цен).
Современный капитализм возник в XVIII в. в условиях господства в Европе меркантилистской системы, именно тогда произошла и первая в мировой истории промышленная революция — в Англии. По мнению ведущих экономических историков (Валлерстайна, Уилсона и других), мощное индустриальное развитие Англии и других стран, проводивших политику меркантилизма (протекционизма), было не случайным, оно было прямым следствием этой политики.

Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. Трудовая теория стоимости привела к появлению группы экономистов, выступавших в защиту класса, зарабатывавшего деньги при помощи труда. Эти учёные известны в истории под названием «социалисты-рикардианцы».
Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе (Continental Classicals) являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж.Симон де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн.
Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.

Именно Смиту принадлежит теория о «невидимой руке рынка», о том, что государство не должно вмешиваться в экономические отношения.  Основой его теории стало то, что экономические законы незыблемы и объективны вне зависимости от воли и сознания человека. Законы, открытые Смитом — разделения труда и роста производительности труда — классические. Его трактовки товара и его свойств, денег, заработной платы, прибыли, капитала, производительного трудаи др. лежат в основе современных экономических концепций.В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

Зарождается либерализм.
В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония».
Как вы видите, такая трактовка является оторванной от жизни.
Далее на арену выходят представители классической политической экономики, основавшие ...марксизм! А вы думаете, что «апологеты коммунистического деспотизма в экономике» Маркс и Энгельс спустились с Луны? Да нет же, они вышли и являлись представителями той самой школы, которую на руках носили и носят современные либералы. И ошибки классической школы также повторяли.

Наступает конец девятнадцатого века и… Нет! В следующей лекции, аще Господь дозволит, как говорят.
Система Orphus

10 мнений

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.