Не по-русски объяснили? В Кремле заметили "языковой" саботаж Минобра

Враги Народа: Не по-русски объяснили? В Кремле заметили языковой саботаж Минобра
www.nakanune.ru/news/2015/9/30/22415886/

Минобр до сих пор не внес никаких предложений по инициативе Владимира Путина о выделении русского языка и литературы в отдельную предметную область в школьном образовании. За реализацию поставленной задачи ответственным назначен глава министерства Дмитрий Ливанов. Это должно «выправить» ситуацию с сокращением количества часов, выделяемых на изучение предметов, однако, насколько можно судить, ведомство Ливанова данное в июле поручение тихо саботирует, передает корреспондент Накануне.RU.

В профессиональной среде пока нет четкого представления о том, как структурно и содержательно будет реализована инициатива. Идет лишь обсуждение возможных способов выведения рассматриваемых дисциплин из филологии, но конкретных предложений от исполнителя — Минобрнауки — не поступало. Об этом сегодня заявил советник президента РФ по русскому языку Владимир Толстой. В данный момент ведомство разрабатывает регламенты, позволяющие «гарантированно обеспечить изучение русского языка и литературы и выправить дисбаланс», а также «предусмотреть в не резиновом школьном расписании достаточное количество часов для изучения, возможно, даже двух иностранных языков».
В то же время, обязательность второго иностранного языка, о чем перед 1 сентября поспешил объявить Ливанов, представляется чрезмерной и избыточной, заявил он.

Говоря об «основном посыле» инициативы, Толстой пояснил, чтосегодня нахождение русского языка и литературы в области филологии вместе с языками народов РФ и иностранными языками позволило «произойти смещению и снижению количества часов на преподавание основного государственного языка». «Озабоченность президента связана именно с этим», — сказал он.
Идея выделения русского языка и литературы в отдельную область вызвана необходимостью сохранения и повышения уровня грамотности и качества знаний по предметам как в регионах, так и в столице, отметил председатель комиссии Мосгордумы по образованию, учитель истории и обществознания Антон Молев. Предполагается, что Минобрнауки рассмотрит, каким образом, с учетом инициативы, могут быть модифицированы государственные образовательные стандарты. «Прежде чем мы получим какие-то цифры о реальных сроках, количестве часов и возможном изменении структуры, преждевременно давать какие-то содержательные комментарии. Объяснимо, что пока этого никто не может сделать в силу того, что это лишь поднятый вопрос. До программного документа это будут лишь рассуждения о том, как представляется внедрить данное предложение в систему образования», — прокомментировал он.
Большинство специалистов отрасли поставленную Путиным задачу считают «абсолютно оправданной и правильной», так как акцентированное внимание к этим предметам «повысит статус русского языка и литературы как самостоятельных областей».

«Это правильное начинание, его необходимо доводить до ума. В преподавании русского языка кризис. К счастью, Путин осознает его и понимает пути его решения. Одно недоумение: почему этого не понимает профильный министр и понимает ли он вообще что-то в вверенной ему области? То, что Министерство образования этого до сих пор не сделало, показывает непрофессионализм ведомства и то, что президент РФ в вопросах образования разбирается гораздо лучше, чем профильное ведомство и его глава», — считает первый зампред комитета Госдумы по образованию, депутат от Челябинской области Владимир Бурматов.

Поправок в законодательство для реализации инициативы не требуется, уточнил он. «Там нужны исключительно ведомственные решения. Если по каким-то отдельным моментам будет необходимо законодательное вмешательство, комитет окажет помощь, выступит абсолютным союзником инициативы президента РФ по повышению качества преподавания русского языка», — заверил депутат.
Приветствует поручение главы государства и ученый секретарь Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Владимир Пыхов. Знание русского языка и литературы сегодня в школах находится на недостаточно высоком уровне, в этой связи большее внимание к изучению этих предметов принесет только положительные эффекты, считает эксперт.

Вопросами же «баланса» в системе школьного обучения, позволяющими обеспечить оптимальную нагрузку для учеников, по его мнению, должно заниматься профильное министерство.
«Это и раньше осознавалось, что дать детям все знания за 10 лет невозможно. Гуманитарные предметы прежде других формируют личность, и если государство заинтересовано в этом, этим предметам должно уделяться первостепенное значение. В последнее время шло сокращение часов на гуманитарные предметы, это привело к тому, что мы сейчас имеем. Проявление насилия, агрессии, падение морального уровня налицо, и если этому не уделять внимание, то куда мы упадем?» — прокомментировал Пыхов.

Озабоченность экспертов вызывает и перенасыщение школьного расписания уроками по «ГОСТу». Так, многие школы ни кадрово, ни технически не готовы к обязательному изучению двух иностранных языков. «Программа обучения для наших школьников очень насыщенна, и найти там свободные часы действительно сложно. Кроме того, мы можем столкнуться с тем, что уровень будет невысокий. Надо выслушать аргументы Минобрнауки, понять, как это будет реализовано. Мне трудно комментировать это решение», — сказал Толстой.

По его мнению, оптимальная языковая политика должна быть «взвешенной и деликатной», учитывать многонациональность нашей страны, огромные территории. Изучение национальных языков в некоторых ситуациях могло идти в ущерб качественному знанию русского языка. Толстой подчеркивает, что, «не нарушая права народов и национальностей на выбор, необходимо добиться безусловного знания всеми народами государственного языка».
А член межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий обратил внимание на то, что зачастую инициативы федеральной власти носят разнонаправленный характер, и нет единых подходов в образовательной политике.
«Я не знаю, каким образом это можно реализовать. Как это, к сожалению, часто бывает, президенту дают весьма неточные формулировки. Он их озвучивает, доверяя советникам, и часто попадает впросак. Оторвать литературу от языка, на взгляд большинства педагогов, явно невозможно. Говорить о придании литературе и русскому языку какой-то особой роли, при том, что сокращается финансирование, тоже вряд ли возможно.Абсурдно рассуждать о расширении чего-то при условии, когда Госдума принимает бюджет, в котором сокращены расходы на образование. Дать больше часов этим предметам — значит забрать у физики и математики. Думаю, что этот вопрос должен серьезно обсуждаться в образовательном сообществе, после чего следует принимать какие-то административно-управленческие решения», — убежден педагог.
О том, когда Минобрнауки планирует представить свои предложения по поручению, пока неизвестно.
Система Orphus

10 мнений

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.