Невзоров бросает вызов Богу

Какая идеологическая алхимия стоит за проектом «Невзоров 2.0»?

Татьяна Медведева 09.02.2017 www.stoletie.ru/obschestvo/_nevzorov_brosajet_vyzov_bogu_636.htm

Давненько, а точнее со времен Октябрьской революции, не наблюдали мы столь оголтелой антицерковной пропаганды, которую развернул в наши дни этот достойный наследник большевизма. Выступая с уроками атеизма, он привлекает этим внимание публики как чем-то диковинным в нашем медиа-пространстве. Либералы хихикают над его остротами, почвенники предпочитают не замечать – чтобы не лить воду на мельницу популярности «крамольника». Но хулиганства «Глебыча» – это тот случай, когда следует все же давать сдачи.

Интересно из чьей политической пробирки вылез на свет Божий этот гомункул? Сам Невзоров говорит на лекциях, что получил «повестку» на информационную войну. Называет себя пиратом, наемником и «продажной тварью», эксплуатирует в своем образе «всяческий демонизм», вальяжно пародируя Воланда.

Невзоров «прибрал к рукам» амплуа главного вольнодумца, ему захотелось поиграть в Вольтера и Льва Толстого. И надо сказать у него это получается неплохо, даже по-своему талантливо. Либеральный фланг русской мысли последние годы был крайне ослаблен. Ни одной яркой самобытной фигуры, способной поднять знамя Чаадаева-Герцена. Все нынешние западники глубоко вторичны. И любой представитель «либерального дискурса» с треском проигрывает все телевизионные поединки, если на ринг выходят Кургинян, Дугин или Проханов. Причем за каждым из этих мыслителей есть – «ячейки единомышленников»: «Суть времени» у Кургиняна, «евразийцы» у Дугина, «Изборский клуб» у Проханова. И это не простое «бла-бла», а фабрики идей, которые востребованы политической практикой.
Россия осознает себя евразийской державой и при этом ценит советское наследие, пытаясь все это творчески синтезировать в государственном строительстве. Наши почвенники работают на созидание.

Но кому-то такая перспектива – постепенного развития и усиления России явно не по нутру. И вот в наше смысловое пространство врывается атеист Невзоров и начинает свою нигилистическую «проповедь». Цитирую по памяти его хлесткие афоризмы:

«Клерикализация России – путь в новое варварство».

«Атеизм – интеллектуальный серфинг. Но для этого нужны высокие волны мракобесия. А Владимир Путин работает Посейдоном».

«Акция «Бессмертный полк» – это коллективный спиритический сеанс по вызыванию духа Сталина».

«Храмы – торговые точки по оказанию магических услуг».

«Для игр в Бога есть специально отведенные места. Только платите налоги со своего церковного бизнеса».

«Православие сумело стать скрепой общества, где рабство всегда было нормой».

«Жало российской военщины сломалось об украинскую галушку».

Осмеянию и глумлению Невзоров подвергает все – христианскую догматику и предание, жития святых и иконы. Ненавистны ему русская государственность и история Отечества. Он ниспровергает патриотизм и благородные порывы души.
И подобные лекции, на которых Невзоров демонстрирует «искусство оскорблять», пользуются успехом у публики. Залы на его выступлениях полные, на радио «Эхо Москвы» крамольнику предоставлен эфир. Группы поддержки в соцсетях постят афоризмы своего кумира.
Деятельность Невзорова – это тревожный симптом. «Пират и наемник» накачивает нашу духовную сферу вредоносными вирусами цинизма, бациллами нигилизма. Заражение уже состоялось.И от этой «пневмонии» обществу еще придется искать лекарство. Игнорировать «казус Невзорова» невозможно.

Невзоров на одной из лекций утверждал, что есть запрет священникам РПЦ участвовать в телеэфирах, куда приглашен «ужасный Глебыч». Это понятно. «Пират и наемник» использует все регистры полемики – агрессивные выпады, провокации, унижение оппонента. Священник так не может себя вести. Его арсенал – любовь, дружелюбие, кротость. Телепрограммы требуют зрелищности и скандальности. И как кривое зеркало, голубой экран обладает свойствам искажать пропорции, все переворачивать с ног на голову: умные и интеллигентные эксперты зачастую выглядят слабо и неубедительно, а политические шоумены производят впечатление блистательных ораторов. Если священник проигрывает в словесной перепалке с Невзоровым, возникает ощущение, что правда на стороне нигилиста. А это, конечно, не так.

Одна из сильных сторон нашего «героя» – его прекрасная подкованность в религиозной теме. Как бывший семинарист, он хорошо знает богословие и историю Церкви, весь храмовый обиход и уклад, а также какие-то «закулисные тайны». Впрочем, чувствуется, что компромата у него не так много.

В рубрике «поповедение» на «Эхе» Невзоров скорее интригует и завлекает, обещает, что однажды расскажет какие-то страшные тайны про РПЦ, а сейчас время еще не пришло. Так наш пират откровенно блефует.
В связи с Невзоровым вспоминается такой эпизод из русской культуры. Вражда Льва Толстого и Иоанна Кронштадтского. Когда автор «Войны и мира» охладел к литературным занятиям и принялся создавать свое религиозное учение, батюшка Иоанн стал обличать в статьях еретичество графа Толстого – его хулу и святотатства. Об этом интереснейшем сюжете написана замечательная книга Павла Басинского «Святой против Льва». Вступив на шаткую стезю «публицистической полемики», к сожалению, Иоанн Кронштадтский попал в «ловушки жанра». Полемика требует – агрессивности и ярости. Иоанн Кронштадтский писал резко о Толстом: «сгорай в огне неугасимом, уготованном отцу твоему, диаволу, которому ты усердно служил…». По-человечески это можно понять: трудно сохранять самообладание, когда искренне защищаешь свои ценности, которые попираются. Но всегда найдутся те, кто скажет: священник не может так говорить.

Александр Невзоров несет схожие с толстовскими «месседжи»: государство – зло и насилие над человеком, Церковь только – торговая точка по оказанию магических услуг. Ну и добавляет к этому: Русь – это что-то лапотное, вшивое, мракобесное. Если какой-нибудь священник вступит в полемику с Невзоровым, он непременно попадет в те же «ловушки жанра». Сорвется в перебранку. А Невзоров тут же скажет: ну, я же вам говорил, что христиане – злобные и агрессивные. Поэтому, хорошо, когда диспуты с Невзоровым ведут миряне, для которых не зазорно пользоваться и «желчным сарказмом», и «обескураживающей насмешкой».

Впрочем, можно пойти и по более элегантному пути – пригласить «Глебыча» к интеллектуальному диалогу. Ведь он уповает на разум. Когда-то мне очень понравилась книга «Я верую – Я тоже нет» Фредерика Бегбедера и Жана-Мишеля ди Фалько. Популярный французский писатель, «бунтарь и скандалист», беседует с католическим епископом о Троице, Писании, Церкви, молитве, счастье и падении современных нравов. Разговор атеиста и «адвоката Бога» получился очень искренним, живым, исполненным любви.

Мне кажется, от троллинга и оскорблений Невзорову стоило бы дрейфовать в сторону содержательной полемики, если уж встал на эту стезю. Только есть ли ему что сказать по существу?
Ни в одной из естественных наук Невзоров не является специалистом, однако все время ссылается на законы физики или теорию Дарвина. «Глебыч» называет себя генералом от публицистики и про область точного знания говорит примерно так – цитирую по памяти: «Я не принадлежу к научному сообществу. Я понимаю, что проник в чужой гарем. Я не буду походить ни на одного из евнухов, которые его стерегут. Глупо маскироваться и прикидываться. Все равно наступит момент снимать шаровары. Мое дело пошалить со всеми самыми симпатичными идеями, набить карманы фактами, сделать всем ручкой и выпрыгнуть из окна». Остроумное признание, образный афористичный язык. Только жизнь – это не игра в пиратов. Стоит также напомнить, что наука всего лишь открывает отдельные закономерности материи и не отвечает на онтологические вопросы. При этом верующие люди нисколько не умаляют важности познания. И как остроумно заметил Константин Семин: «Церковь должна гнать свою паству на физтех». Мы живем в земном мире, где должны защищать себя, а побеждает тот, кто имеет технологические преимущества.

Сегодня Невзоров, по сути, продолжает то, что сделали Pussy Riot своим панк-молебном – циничное кощунство. Только если у тех девушек была хулиганская выходка, которая всех шокировала и потрясла, «Глебыч» выбрал стратегию «капля камень точит». И потому он – опаснее. «Пират и наемник» решил воздействовать на публику «медленным ядом», к которому привыкаешь, но отравление продолжается. Так он резвится в своей атеистической «песочнице», устраивая постмодернистские игры. Это у Вольтера и Толстого все было серьезно. Есть в выступлениях Невзорова и сермяга, которая касается церковной жизни. И мы готовы воспринимать его критику и вынимать бревна из своих глаз.

Но, если бы Александром Невзоровым двигала любовь! С ним бы у верующих получился содержательный диалог, как он получился у атеиста Фредерика Бегбедера с епископом ди Фалько. Но Невзоров – пришел разрушать, а не созидать.
Появление яркого и «чертовски талантливого» Александра Невзорова в либеральном стане немного гальванизировало эту тусовку. Когда мои друзья-«русопяты» в полемическом задоре говорили, что либерализм в конце концов, в своей последней стадии, всегда приходит к сатанизму – мне казалось это чрезмерной гиперболой. Но глядя на то, что позволяет себе Невзоров – убеждаюсь, что они были правы. Невзоров с его богохульством, с его тирадами ненависти к Православию, с его постоянными чертыханиями и нарочито демоническим взглядом, экипировкой под Воланда – теперь в авангарде либералов. Их самый одиозный и привлекательный персонаж. Они собирают силы, поднимают новую антиклерикальную волну как в случае с Исаакием. И нам еще придется отражать эти атаки. Готовы ли?

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
Система Orphus

33 мнения

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.