Хазин: как можно преодолеть чиновничий саботаж и начать восстанавливать экономику России. Первые шаги.

Нужны политические решения

Ключевым событием сегодняшнего дня стало исчезновение Мишустина и появление на его месте Белоусова.

Многочисленные совещания президента с чиновниками и губернаторами однозначно показали, что в рамках нормального функционирования системы исполнительной власти, поставленные президентом задачи решены быть не могут. Вчера президент напрямую сказал, что критерием исполнения его поручений является доведение денег до людей. Но люди этих денег не получают…

Вся проблема состоит в том, что в рамках нынешней ситуации мы четко поняли, что выстроенная в рамках либеральной модели система управления, в принципе не является системой управления, она не управляет, она предназначена для одной единственной цели – для распила бюджета …

В этой ситуации, в условиях близких к катастрофическим, нужны политические решения: принимается стратегическое решение – нам необходимо добиться вот этого результата, и вся нормативная база подгоняется под это политическое решение в кратчайшие сроки, и, если что-то мешает оно должно быть отменено.

Давайте смотреть правде в глаза, нам нужно менять нашу налоговую систему, нам надо менять управление кредитно-денежной системой, нам надо менять валютную политику и много еще чего. Если этого не сделать, то мы в самое ближайшее время будем сваливаться в катастрофу, мы не выйдем из нее, восстановительного роста не будет, потому что под это нет ресурса, а ресурс может появиться только в результате принятия политического решения.

Современная система управления к политическим решениям не приспособлена. Значит что-то нужно менять и в этом смысле уход Мишустина может быть временный, а может быть и нет. Мишустин, при всех его достоинствах, является откровенным технократом … и политические задачи — это не прерогатива Мишустина.



Новая опричнина, или Сказ о параллельных системах

Стало очевидно, что нынешняя финансово-экономическая модель не работает. Совсем. И её нужно менять. Беда в том, что весь объём финансового-экономического законодательства менять эту модель не даёт. Его можно убрать только целиком, он слишком велик, менять его частично страшно сложно, и такая работа сделает сам свод нормативных правил глубоко противоречивым на довольно длительный срок. Более того, нужно ещё убрать и весь чиновный аппарата, который вырос в рамках этой системы. Как быть в такой ситуации?

В 80-е годы поступили просто. Приняли закон «О кооперации», которым, фактически, отменили все законы и постановления о запрете бизнеса и частного предпринимательства просто закрыли глаза на все нормативные акты, которые ограничивали «нетрудовые доходы». Статья 88 УК (запрещающая валютные спекуляции) действовала до середины 1996 года — но последние годы просто не применялась. И начали строить капитализм, при том, что формально законодательство это запрещало. А уже потом начали ликвидировать противоречия, например, систему защиты работников, принятую в рамках социалистического Кодекса законов о труде.

В 90-е тоже было весело. Было принято решение о приватизации, но реализовать его в «гайдровско-чубайсовском» варианте было невозможно, поскольку он противоречил всем законам, божественным и людским. И менять эти законы было сложно, поскольку некоторые из них были только что приняты. И тогда было принято аналогичное решение: что процесс приватизации происходит по отдельному законодательству, специально под него принятому. И, соответственно, приватизационные акты стандартным законам не подчиняются. Выражаясь традиционным русским языком, «чубайсята», бойцы приватизации, были опричниками. В задачу которых входило разрушить традиционное законодательство, привить всему обществу некие принципы, которые действующему законодательству противоречили. И, соответственно, они (в рамках своих полномочий) из-под действия этого законодательства были выведены.

Результаты мы видим: рейдерские захваты, отсутствие судебной системы, отсутствие права частной собственности, которое заменено на господство силового захвата и борьбу силовых «крыш». Ничего такого, дело обычное. Но! В этой ситуации, как мы видим, складывается довольно опасная ситуация. Частично я её описал во вчерашнем выступлении, но сейчас имеет смысл главный тезис повторить.

Попытки заставить государственный аппарат совершить некие конкретные действия (очень упрощённо, довести до людей бюджетные деньги) упёрлись в тупик. Приватизационный государственный аппарат любые деньги, попадающие ему в руки, рассматривает как приватизированный, то есть частный, ресурс. Соответственно, они распределяются в рамках приватизационных схем и процедур, которые передачу частных денег в руки каких-то там граждан («быдла») не предусматривает. Для решения этих задач предусмотрена масса механизмов и работают они отлично. Вице-премьеры, министры, губернаторы отлично отдают деньги в руки «правильных» структур, а вот в руки нуждающихся они попасть не могут в принципе. Поскольку система не предназначена для решения таких задач. Она создана для приватизации, она занимается приватизацией и ничем другим заниматься не может и не будет.

Попытки Путина угрожать, заставлять и даже уговаривать чиновников («ребята, вы же сами под себя яму роете!») ни к чему не приводят. И привести не могут, поскольку поодиночке они все с Путиным согласны (несогласные, которые были, давно сбежали или сидят), причём абсолютно искренне. Но каждый из них против системы идти не может; дело даже не в том, что они не умеют, а в том, что это бессмысленно, система всегда сильнее. Они не могут ей противоречить и по причине личной безопасности (лучше быть уволенным, сохранив накопленные активы, чем идти на систему с голыми руками, рискуя уже просто головой), слишком много они от неё получили. Ну и, скажем прямо, фантазии у них не хватает, что-то новое и альтернативное придумать. И, как следствие, для политической власти (читай — Путина) создаётся крайне опасная ситуация, при которой уже можно говорить о выживании.

И замена персонажей ни к чему не приведёт, поскольку новые люди знакомы с системой ещё хуже старых, а значит неминуемо начнут делать ошибки и нарушать правила и нормативные акты. После чего конкурентная, по сути, система управления их мгновенно сожрёт. Оно им надо? Замена Мишустина на Белоусова тут ничего не даст: в рамках действующей нормативной базы разработать нормальную концепцию развития невозможно. И даже если убрать Набиуллину и заменить её на Глазьева, а Силуанова — на нормального специалиста по финансам, всё равно, быстро эффекта не получится. Система будет сильнее.

Что же тут делать? А можно предложить один вариант, который, собственно, очень похож на тот, который был реализован в 80-е и 90-е годы. А именно, создать параллельную систему управления, которая не будет подчиняться «старому» правительству. То есть создать что-нибудь вроде Спецкомитета по экономическому росту, который не будет подчиняться не просто правительству, но и действующему законодательству в части выполнения своих задач (воссозданию воспроизводственного контура российской экономики). Решение которых и будет их главной задачей.

В рамках этого Комитета должны быть Агентства развития, капиталы которых будут формироваться из эмиссионных денег. Они, на проектной основе, будут заказывать создание предприятий. Должны быть сделаны специальные банки, которые обслуживают финансовый оборот этих предприятий (кредитуют оборотные средства по низкой ставке), причём они не имеют права иметь валютные лицензии (а зачем?). Любые ограничения, которые будут со стороны правительства и Центробанка (обязательно будут!) должны пресекаться Администрацией Президента с обязательным увольнением виновных лиц (как увольнялись все, кто был за социализм в конце 80-х и против приватизации в 90-е).

Уточнять систему я не буду (тут много можно придумать вариантов), но её суть очень похожа на работу Госкомимущества первой половины 90-х годов. Только там политическую крышу осуществлял МВФ (напомню, что именно по требованию МВФ был уволен Полеванов, который эту систему пытался изменить в пользу страны), а здесь это должны быть Администрация Президента. Ну и, должен быть создан Совет руководителей новых предприятий, который должен объяснять, какие законы (например, налоговые) должны быть изменены для того, чтобы система работала нормально.
Отмечу, что один из вариантов такой системы, был нами разработан в 1995-96 годах, в рамках программы восстановления сбережений граждан, утраченных в результате гайдаровских реформ (отметим, целенаправленно, чтобы граждане своими сбережениями не мешали гайдаровским дружбанам дербанить страну) и, как показал расчёт, эмиссионные деньги в рамках той схемы никакой инфляции бы не создавали. Напротив, сфера оборота рубля настолько вырастала, что неминуемо требовались дополнительная эмиссия для обеспечения нормального денежного оборота. Что, естественно, существенно увеличивало поступление налогов в бюджет. Найти это предложение в недрах правительства, скорее всего, не удастся, но можно эту работу и повторить.

В общем, вариант создания параллельной системы представляется мне достаточно перспективным, тем более что два раза такой вариант уже прошёл («Бог Троицу любит»!). В общем, прошу данный вариант считать моим вкладом в дело реформирования страны и преодоления того тупика, в котором оказалась политическая власть страны в процессе преодоления эпидемического кризиса.

Система Orphus

12 мнений

avatar
По-моему, создание «мозгового штаба» по восстановлению экономики — хороший способ решения наших проблем, нужна только политическая воля нашего руководства … Думаю, что поддержка народа в этом деле гарантирована.
avatar
Ну политическая воля более или менее есть пока у одного человека. Команды то нет по сути, каждый сам по себе.
avatar
По плодам их узнаете их.
avatar
Ну политическая воля более или менее есть пока у одного человека. Команды то нет по сути, каждый сам по себе.
Политическая воля или есть или нет. Нельзя быть немножко беременной.
avatar
Вы как всегда о фантастике. Что касается людей, менять людей нужно. Только дадут ли? А банковскую систему и т.п. нужно строить новую и дело не в законах, а в людях, кторые эти законы проталкивают, лоббируют. Вот их (и их влияние на других) можете отменить?
avatar
Ну вынос тело сами знаете откуда, это тоже пока из области фантастики. Хотя я тоже раньше считал, вынесем тело, и всё у нас будет тип-топ.
avatar
Вынос тела это не столько фантастика, сколько метафизика. Именно поэтому и не дают выносить.
avatar
Вынос тела это не столько фантастика, сколько метафизика. Именно поэтому и не дают выносить
..., и благодаря этому в стране разрушены экономика, и здравоохранение? Кучка богатеев и масса нищих?
avatar
Вы не поняли того, что я имел ввиду. Послушайте Грефа с его отношением к каббале и т.п.
avatar
Ну вынос тело сами знаете откуда, это тоже пока из области фантастики.
Заигрывание и не больше.
avatar
Менять нужно и как можно скорее. Иначе крах.
avatar
Что бы увидеть политическую волю, вам надо открыть глаза. Гарантирую, что вы удивитесь.

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.