Расследование ИА REGNUM: в чьих интересах работает «Яндекс»

Инфоснаряды и сведения: Расследование ИА REGNUM: в чьих интересах работает «Яндекс»

Сервис «Яндекс.Новости» работает в пользу российской оппозиции во главе с Алексеем Навальным, 6 февраля заявило ИА REGNUM.

««Яндекс.Новости» изо всех сил раскручивают «оппозицию» в целом и недополитика Н. в частности, они убеждают людей, что Россия во всем неправа и поэтому справедливо отвергается международным сообществом, они вдалбливают в сознание граждан мысль, что поражения и провалы в России везде. Если бы существовала политическая партия «Яндекса», то понятно, за кого бы она голосовала и почему», — отметило ИА REGNUM.

По мнению редакции, «большая часть активных интернет-пользователей России узнает о новостях именно из топа новостей «Яндекса»».

В ИА REGNUM отметили, что «Яндекс» выводит в топ в основном негативные новости. По мнению агентства, это делается для того, чтобы на фоне новостного негатива представить рекламу как позитив.

Напомним, что компания «Яндекс» зарегистрирована в Нидерландах. Компания владеет системой поиска в сети интернет, является четвертой в мире и первой в России по количеству обработанных поисковых запросов.

Источник

Одна часть расследования ИА REGNUM посвящена источникам новостей — разным СМИ, другая часть — политическим новостям.

Там они пишут например, что «несмотря на благоприобретенные Россией свободу слова, невидимую руку рынка и прочую демократию, благодаря «Яндексу» мы имеем абсолютно тоталитарную информационную картину: страна знает только о тех новостях, которые ей показывает топ «Яндекса», и читает/смотрит/слушает эти новости только в тех СМИ, которые попадают со своими новостями в топ «Яндекса».

Скажем прямо: неправы те, кто считает, что информационную повестку и интерпретацию событий в России задает власть в лице хоть Путина или Кремля в целом, или Думы, или Администрации президента, или кого угодно еще.
Потому что информационную повестку и интерпретацию событий в России задает «Яндекс». То есть именно «Яндекс» является идеологическим центром в России. И заодно — именно «Яндекс» монопольно определяет, каким СМИ в России жить, а каким — нет. Пример: именно «Яндексу», по большому счету, мы все обязаны раскруткой известности практически отсутствующей в природе российской оппозиции, каждый чих которой любовно раздувается «Яндексом» до урагана пятой категории, и именно «Яндексу» во многом обязаны жизнью и известностью такие замечательные СМИ, как «Дождь», «Эхо Москвы», которые без поддержки «Яндекса» давно бы уже оставили нас своими заботами или как минимум узнали бы на собственной шкуре, каково быть «бедным оппозиционером».»

А ведь эти самые оппозиционные СМИ жалуются что это их преследуют и зажимают, а на самом деле всё ровно наоборот.

Для того чтобы разобраться, что происходит в топ-5 «Яндекса» по части содержания новостей, ИА Регнум исследовали не СМИ, как в предыдущей части исследования, а только заголовки новостей. Чтобы как-то понять, какие именно новости попадают в топ «Яндекса», заголовки были, во-первых, прочищены (то есть все заголовки новостей, связанных с одним событием и реакциями на него, были собраны в одну «тему»), и, во-вторых, классифицированы, то есть отнесены к одной из 11 категорий в зависимости от их смысла. Результаты представлены ниже.

Инфоснаряды и сведения: Расследование ИА REGNUM: в чьих интересах работает «Яндекс»
Полная версия Здесь.

Как легко видеть, наиболее популярными для «роботов» «Яндекса» являются темы Украины, США и Донбасса — они присутствуют в топах «Яндекс.Новостей» 53, 43 и 38% всего времени. Что само по себе интересно. Потому что все эти темы, если так можно выразиться, очень тревожные для российских граждан. Происходящее на Украине — это постоянный вкус российского поражения и упущенных возможностей, а также постоянное беспокойство за родных и друзей, живущих на Украине, временно оккупированной бандеровской киевской властью, не говоря уже об постоянно исходящей от Украины угрозе для России. США, как известно, объявили Россию (наряду с Китаем) своим главным стратегическим противником, холодная война между нашими странами с каждым днем только разгорается (синим пламенем), а недружественные действия, антироссийские санкции и угрозы идут сплошной чередой, что также не может внушать никакого оптимизма, а исключительно тревогу и страх ухудшения отношений. Что касается новостей о Донбассе — то тут тревога максимальна, а состояние неопределенности решений России относительно Донбасса ее только усиливает, хоть уже и некуда. По сумме воздействия постоянное присутствие этих тем в топе новостей «Яндекса» наверняка создает некий тревожный и подавленный фон для тех, кто интересуется новостями.

А что же делать, спросит читатель, если такие новости? Откроем секрет: новости бывают разные, на все вкусы. Однако тем, кто зарабатывает от показа рекламы (а «Яндекс» в этом смысле — первый), выгодно, чтобы новости были «плохие». Тогда на их фоне позитивная реклама будет привлекать больше внимания и станет лучше восприниматься, потому что людям тяжело быть в постоянном напряжении, они на рекламе «отдыхают». Соответственно, чем тревожнее и ужаснее новости, тем эффективнее (выгоднее) в них показывать рекламу. По странному совпадению «роботы» «Яндекса» очень любят тревожные темы и жуткие или депрессивные новости, поэтому они ставят их в топ новостей. А дальше начинается замкнутый круг: чтобы попасть в топ «Яндекса», СМИ вынуждены писать новости по темам, которые «любят» «роботы», или излагать любые новости в тревожно-депрессивном тоне. Как в описанном выше «магазине» — СМИ даже молоко вынуждены продавать под вывеской «кровь христианских младенцев». В результате «плохих» новостей становится больше, «роботы» с полным правом опять ставят их в топ и… на колу мочало, начинай сначала. Но и это еще не всё.

Самое интересное, на наш взгляд, что есть в таблице по темам, — это распределение мест в топ-5, которое имеет каждая из тем. Теоретически, это распределение должно быть приблизительно равномерным: когда новость только появляется, она «горячая», поэтому может стоять на первом месте. Потом новость начинает немного устаревать, одновременно появляются новые «горячие» новости, занимающие первую позицию, и новость сползает вниз на вторую, затем третью позицию и так далее. Но из таблицы видно, что так не происходит — у «роботов», похоже, другая логика. Какая же?

Например, почти 50% времени, когда в топ-5 присутствуют новости про недополитика Н., они стоят на первом месте в топе. Может ли это быть случайностью? Ответственно заявляем — нет, не может. Именно это — и есть логика «роботов», которую можно сформулировать таким образом: «Если есть новость про недополитика — ставь ее на первое место». Мы далеки от мысли, что «роботы» сами пришли к такой логике. Очевидно, она в них заложена разработчиками, которые выполняли указания своего руководства, которое, по счастливому совпадению, является руководством «Яндекс.Новостей». Теперь, внимание, вопрос — а с какой стати «Яндекс.Новости» решили продвигать таким образом недополитика Н. российскому населению? Кто им поставил такую задачу? Поскольку новости о недополитике не особо интересны и совсем никого не пугают, то что же — «Яндекс» в данном случае действует против своих коммерческих интересов? А кто тогда оплачивает этот «героизм» по недополучению прибыли? — невозможно предположить, что «Яндекс» действует из чистой бескорыстной любви к недополитику.

Логику «роботов» отлично проясняет и распределение по топ-5 основных смыслов, месседжей, которые несут новости.

Инфоснаряды и сведения: Расследование ИА REGNUM: в чьих интересах работает «Яндекс»

Как легко увидеть, наиболее популярны для «Яндекс.Новостей» новости, которые нагнетают обстановку (за исключением «побед России», но исключения, как известно, только подтверждают правило), а наиболее важны — новости, которые посвящены бурной деятельности «оппозиции» (того же недополитика в том числе), провалам России в разных областях, а также смертям и похоронам (последнее как раз объясняется и обычной логикой). Так что же хочет нам сказать «Яндекс», куда он клонит, черт побери?

Промежуточный вывод прост: «Яндекс.Новости» изо всех сил раскручивают «оппозицию» в целом и недополитика Н. в частности, они убеждают людей, что Россия во всем неправа и поэтому справедливо отвергается международным сообществом, они вдалбливают в сознание граждан мысль, что поражения и провалы в России везде. Если бы существовала политическая партия «Яндекса», то понятно, за кого бы она голосовала и почему.

Остается только один вопрос — а зачем России нужен такой топ-5 «Яндекс.Новостей»? И не обойтись ли нам без него?

Вот абсолютно правильный вывод.

ИА REGNUM подает в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) жалобу на компанию «Яндекс». По мнению ИА REGNUM, «Яндекс», будучи фактическим монополистом на рынке интернет-СМИ, посредством манипуляции с рейтингом СМИ в топ-5 «Яндекс.Новости» систематически нарушает закон «О защите конкуренции», создавая привилегированные условия для одних и тех же СМИ.

Одним из требования агенства является требование «выдать ООО «Яндекс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с запретом выноса «Топа новостей» на главную поисковую страницу.»
Правильное решение, тем более что находясь на работе, какое впечатление производят они на некрепкие либеральные головы, особенно при публикации ужасов и катастроф. Обычная реакция на это у моих некрепких коллег — «валить отсюда надо», после чего они начинают объедаться тем, что находится под рукой, нервничают. Вопрос в том, что туда куда они собираются привалить, будет отнюдь не лучше, а может и быть хуже, но веруя газетам они будут к этому не готовы и вполне могут впасть в депрессию и апатию. Вот зачем так делать?
Рада, что хоть кто-то этим занялся. Агенству ИА REGNUM удачи.

Использованы материалы ИА REGNUM
Система Orphus

3 мнения

avatar
Да уж, с такими «российскими» СМИ и антироссийских не надо
avatar
Не зря их запретили в Китае.
avatar
Для того, чтобы убедиться, как работает поиск по одной и той же теме, попробуйте воспользоваться разными поисковыми системами напрямую, а потом через прокси сервер какой-нибудь. Найдите пару тройку не топовых поисковых систем. Повторите опыт. Результаты будут интересны.

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.