Почему школьный учебник математики должен быть доработан.

Или еще Перельман предостерегал от «МММ».

Как и любой родитель, я не понаслышке знаком со школьным курсом математики. Домашние задания я проверю более-менее регулярно. Не редко приходится включаться в решение задач. Окончив четвертый класс моя дочь неплохо умеет рассчитывать когда встретятся пароходы, если один выйдет из пункта А со скоростью 10 км/час, а второй из пункта Б со скоростью 12 км/час. До какого-то момента я относился к этому спокойно. В свое время я также как она рассчитывал движение пароходов, наполнял и опорожнял бассейны. В общем, решал массу абстрактных задач.

Однако поводом к написанию данной статьи стала встреча с однокурсником В. Точнее история, которая произошла на первом курсе, буквально через пару недель после возвращения из «колхоза» и о которой эта встреча напомнила. Он пришел тогда на занятия с двумя заполненными от руки тетрадными листами, на которых были написаны, кажется, 10 фамилий и адресов, а справа стояли суммы. В. начал убеждать меня включиться в процесс. Суть состояла в том, что отдав 10 рублей (дело происходило в конце 1980-х и 10 рублей были серьезной для студента суммой) стоящему в списке первым, я получал право заполнить такие же два листка и предложить другим. По его логике получалось, что в итоге можно было самому стать первым и получить внушительную сумму. Инфоснаряды и сведения: Почему школьный учебник математики должен быть доработан.Однако, я обладал неплохой памятью и в детстве я прочитал написанную еще в 1920-е книгу Якова Перельмана «Занимательная математика», где в том числе была задача о продаже 50-рублевого велосипеда за, якобы, 10 рублей[1]. Как и в случае с В. суть состояла в привлечении 4 знакомых. В задаче, а точнее в пояснении к ней, подробно расписывалось, как следующие оплачивают приобретения первых. Понятие «финансовая пирамида» я узнал уже в 90-е, но суть её я знал уже в начале 80-х. В. был и остается моим хорошим приятелем, поэтому я не поленился, сходил в детскую библиотеку, выпросил у них книгу и на следующий день пришел в институт, чтобы убедить В. отказаться от затеи, пока не поздно. Ведь даже если допустить честность участников, желающие участвовать быстро закончатся. Тот вроде бы послушал и почитал, однако ничего не сказал. Потом мы не поднимали эту тему, но В. не приходил ко мне и не хвалился доходом, опровергая предупреждения мои и Перельмана.

После истории с «МММ» и Мавроди я подумал: «А сколько бы людей сохранили свои сбережения, квартиры, машины; сколько было бы сохранено здоровья и жизней, если бы задачка Перельмана была введена в школьные учебники!?» Да и сам Сергей Мавроди, наверное, нашел бы себе более полезное применение.

Финансовая пирамида – явление большое. Но есть еще масса бытовых ситуаций, где наши дети подвергаются риску. Размышляя на тему детей, рисков и математики я сформулировал такую задачу на сложение и вычитание:

Сережа купил в магазине булку хлеба за 28 рублей, упаковку сыра за 120 рублей и бутылку газированной воды за 52 рубля. На кассе кассир назвала ему сумму 220 рублей. Почему Сережа должен проверить чек и попросить позвать менеджера?

Ответ понятен – лишние 20 рублей и включенный «по ошибке» в чек товар.

Ситуация, увы, не редкая. Реальные «Сережи» и «Вити» далеко не всегда складывают цены и пересчитывают сдачу. Дома взрослые либо махнут рукой на 20 рублей, либо заподозрят Сережу в обмане. В любом случае в магазин обращаться поздно. Но если бы ребенку на уроках уже была бы заложена идея контроля за своими и семейными финансами, то эту, а возможно и более тяжелую ситуацию можно было бы избежать в принципе, пресечь в корне.

Теперь другая задача, родившаяся у меня в процессе размышлений на тему:

«Слава попросил у родителей игрушку-трансформер за 400 рублей. Отец выдал ему 400 рублей, но с условием возврата суммы. Они договорились, что Слава будет поливать цветы в квартире за 100 рублей в неделю. Слава подумал, что из 100 рублей было бы хорошо выделять еще 20 рублей на мороженное, рассчитавшись с родителями немного позже. Вопрос: через сколько недель Слава полностью рассчитается за игрушку? А если не покупать мороженное?

Заявляю сразу: Я знаю, что эксплуатация детского труда запрещена в нашей стране. Предложенная мною задача не имеет никакого отношения к действительности. Однако давайте мы, взрослые, подумаем. А как часто мы решаем задачу: «Под какой процент взять кредит на новую машину, чтобы от зарплаты осталось еще на еду и квартплату?». Может быть, стоит приучать наших детей к решению таких задач еще в детстве, чтобы не разбираться потом с коллекторами и микрофинансовыми организациями?

Таким образом, я предлагаю усовершенствовать действующий школьный учебник математики с тем, чтобы наши дети не только оперировали абстрактными величинами, но и готовились к реальной жизни.

Источник

[1] Полностью задачу можно легко найти в Интернете.
Система Orphus

43 мнения

avatar
Какая жизнь, такой и учебник. Мы все больше про «пионеры в совхозе помогли прополоть 10 грядок по 20 метров, первое звено выполнило норму за 2 часа, второе за три, остальные звенья за час, сколько звеньев работало в совхозе, если в целом звенья отработали 20 часов»
avatar
Вот и вопрос: Учебник должен соответствовать жизни или оперировать абстрактными величинами?
avatar
Он должен учить доброму, мудрому и вечному… ипотеку считаю рискованным и ненужным делом. Лучше спокойно жить с родителями (в свое время, ничего, жили), а не вешать обузу на шею лишь по причине «не хочу жить с родителями мужа»… а вот учить ТРУДУ И ПОМОЩИ, решать бытовые задачи, ПОСИЛЬНЫЕ УМУ ребенка (посчитать деньги на хлеб, книги, скорость лодки) самое то
avatar
Думаю, ребенка надо приучать ПОЧИТАТЬ родителей и ПОМОГАТЬ бескорыстно. Вообще, в наше время американское «я плачу детям за оценки и труд» высмеивалось. Ребенок должен относиться к старшим, как к авторитетным людям и почитать их… а не видеть в них источник денег
avatar
А как научить ребенка не заглядывать в микрофинансовые организации или пирамиды? помните массовую истерию по МММ?
Простой запрет?
avatar
Думаю именно запрет… со стороны государства прежде всего, А ЕЩЕ ОТУЧАТЬ НАДО от халявы, ибо незаработанное плохо тратится. Вот в СССР такие разводки тоже были, однако многие и в девяностые останавливались ОДНИМ ЛИШЬ РАССУЖДЕНИЕМ: ну кто за какие-то десять рублей будет бегать и работать ЗА ВАС, вы прям такие умные, вложите деньги и будете бездельничать, а кто-то должен крутиться-вертеться… Воспитывать задачи нравственно должны, а так ведь задача по ипотеке или «как срубить бабла с папы получая пятерки» может привести к обратному эффекту: РЕБЕНОК НАУЧИТЬСЯ ХАПАТЬ И ОБМАНЫВАТЬ, причем уже просчитывая риски
avatar
Во времена СССР учили «добру». Но во-первых, при этом не научили как работать с плохим и в 1990-е граждане СССР оказались в положении слепых котят. Во-вторых, создали эффект «запретного плода». Помните «МММ», всевозможные «Чара-банк» и пр.
Вспомните прививку. Причиняя малый урон организму, его спасают от смерти. Может быть и детей надо «прививать» на уровне школы? Чтобы потом не спасать от коллекторов.
avatar
Но во-первых, при этом не научили как работать с плохим
А где то этому учили?
и в 1990-е граждане СССР оказались в положении слепых котят.
Спустя 30 лет ничего не изменилось. А это половина жизни СССР. Например Украина, где Грабли любимый предмет.
Да и в России не лучше.
avatar
«плохому» учили и учат понимающие люди своих детей. Лично я был свидетелем небольшого, как моего одноклассника дедушка, — участник ВОВ, кстати, — жестко учил работать с деньгами. Стоит удивляться, что сейчас мой одноклассник возглавляет один из крупных универмагов в областном центре?

И приводить в пример Украину — не серьезно.
avatar
Стоит удивляться тому, что именно ОДНОКЛАССНИК, не имея специального образования, а лишь дедушкины уроки (интересно, А ЕГО ВНУК сейчас ВЫХОДИТ на Бессмертный полк или дедушка научил, что Родина там, где ДЕНЕГ больше), НО НАВЕРНЯКА имеющий отношение к «независимому бизнесу и неподкупным чиновникам» получил такую должность. Отличники по математике РЕДКО становятся барыгами и «успешными торговцами»
avatar
Ага. Главное ДЕНЬГИ. Люди ничто… этому и научился
avatar
То есть ответа у вас нет.
avatar
Во-вторых, создали эффект «запретного плода».
Вы о чем?
Помните «МММ», всевозможные «Чара-банк» и пр.
Только бывшие граждане СССР попадают в сети? В мире лохотрон не работает?
Может быть и детей надо «прививать» на уровне школы? Чтобы потом не спасать от коллекторов.
Колле́ктор (англ. collector) — объект, устройство и т. п., что-либо собирающее. То есть на Западе ученики привиты, и коллекторов у них нет.
avatar
Да, попадают все. Только вы сами очень хорошо заметили, что на Западе «ученики привиты». И «МММ» и пр. массового характера не носят.
avatar
Вы посмотрите на «черную пятницу», там народ обувают на так-называемой скидке, а народ КАК РАЗ играет в лохотрон. ПРОСТО там за МММ сейчас лет 20 тюрьмы дают… вот и бояться ОРГАНИЗАТОРЫ, а лохов везде много
avatar
Да ну?
Голые в Черную пятницу бегают за скидками, это от прививки? Такие точно на МММ попадутся.
Тем более если рекламу будет вещать гос-канал. Как у нас.
avatar
Ну какая прививка? От мухоморов прививки нет. Родители просто говорят: ЭТО ЕСТЬ нельзя… а вот если предложить решить задачу: «мальчик Петя узнал от соседа, что мухоморовка для кайфа стоит 100 рублей, сколько должен получить лет колонии сосед за пропаганду наркотиков» лишь подстегнет интерес, как и секспросвет
avatar
Задача интересная, но для учебника не подойдет. Приговоры выносятся «по глубокому внутреннему убеждению судьи». А там формул нет.

Что касается интересов, то здесь выход только в системе допуска. У нас в стране не запрещается изготавливать порохи и взрывчатые вещества. Кому интересно — учатся этому в специализированных учебных заведениях. Одновременно получая квалификационный допуск. Но полного запрета нет.
avatar
Здрасьте… любой судья изучает ЛОГИКУ, а там без математики никак

А чем финансовое мошенничество (в том числе кидание банков на кредитах и ипотеке) отличается от бандитизма с изготовлением динамита
avatar
Вы с судом, хоть раз в жизни, сталкивались? Хотя бы по гражданским делам?
avatar
У нас тут как раз юрист в ополченцах… много может рассказать
avatar
А термин «Басманное Правосудие» вам знаком?
avatar
Гораздо раньше мы узнали о «цивилизованном суде над Хусейном» или о «трибунале» над Сербией, а кроме этого были дела о правомерности применения копами в США против подростка с бутербродом огнестрела, а до этого были прецеденты, когда европейские чиновники выходили сухими из воды по делам о миллиардных нарушениях закона с крышеванием мафии и торговли наркотой, поверьте математика и логика в суде тоже нужны, но уж если есть «заказ», то тут хоть решай задачки, хоть не решай
А вот «убеждение судьи» можно оспорить ЛОГИКОЙ и только ЛОГИКОЙ. Если конечно, нет установки пойти на поводу, как с Голуновым и если вышестоящая инстанция тоже не в доле. Так везде и всегда при капитализме, но бороться с системой ПРАВИЛЬНЫМИ задачами вреднее для детей. Они подумают, что банки и суды используют исключительно логику и не имеют корыстных целей.
Так что мое мнение — детей надо учить ЗА КИЛОМЕТР обходить безнравственные типы поведения «я учусь — предки награждают рублем» или «как взять кредит, чтобы доставшие предки не мешали развлекаться с девочками и купить хазу», вот и все
А задачи нужны на РАСЧЕТ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ, РАБОЧИХ ЧАСОВ и традиционных бассейнов и километров. Кстати, и задач на «сдачу, покупку и проверку весов яблок» всегда было достаточно
avatar
Думаю именно запрет… со стороны государства прежде всего
То есть вы хотите оставить банки без прибыли? А вы уверены что банки и гос-во не связаны?
avatar
До банков и их прибыли мне дела нет.
Я хочу оставить себя и своих детей без потерь и катастроф.
avatar
Поверьте, вы таким способом только ПОМОЖЕТЕ им понять, что есть способ разводить лохов. В худшем случае, ваш ребенок САМ начнет создавать пирамиду, если вы его не научите нравственности, в лучшем… все равно будет играть в пирамиду, но на начальном этапе. Первачи ведь всегда в барышах
Предлагаю это вынести на главную страничку… пообсуждаем
avatar
Принцип действия «пирамиды» я узнал из книги Перельмана. Но «МММ» создал не я. И дело здесь не только в морали, но и в понимании, что «лохи» быстро заканчиваются. Я только в 1990-е обошел стороной конторы «МММ» и попытался оградить знакомых, насколько смог.
avatar
А вот мы во дворе БЕЗ Перельмана разделились на 2 лагеря, когда МММ начались, одни СРАЗУ поняли (как правило дети продавцов), что в выигрыше будут первые… вторые жили рассуждая, и решили, что легкие деньги плохо тратить, были еще многие, кто прошел мимо или пошли «как все», они как правило, сомневались, но подумали «а вдруг там честно»… условия задач были вполне адекватны
Конторы МММ должны были обходить НЕ ВЫ, а правоохранители, а они сами с этого кормились. И поверьте, откроют сейчас МММ, люди побегут галопом, особенно порешав задачки и определив, где лохи еще не начинались, а где уже заканчиваются… и там уже нечего искать
avatar
В режиме обсуждения работаю ограниченно. Нет времени. Если есть что сказать — пишите развернутую статью.
avatar
Ну мы тогда тут пообсуждаем. Тему вы подняли интересную
avatar
Я свои реплики сворачиваю. Всё, что хотел сказать — написал.
avatar
Ладно, спасибо за статью, мы уж тут дальше сами
avatar
Кстати, вы не боитесь, что ваш ребенок начнет просчитывать «как взять кредит в банке и кинуть его»… схем много, а воровать грех
avatar
Нет, не боюсь. Мои дети имеют представление не только о схемах работы банков, но и о наличии у них службы безопасности, где работают не только «быки», но и аналитики.

К слову, недавно по ТВ прошел сериал «Математик». Там, правда про казино. Однако желание «кинуть» казино или банк отбивает полностью.
avatar
Ага… а вы рассказывали им, сколько таких аналитикаф дает показания в судах за преднамеренное банкротство

В сериалах правду не показывают, да и в казино часто «везет» тем, у кого грязная душа… бесовское это дело, туда лучше вообще не ходить
avatar
Главное, что я понял из сериала «Математик» — реально обмануть казино может только профессионал из игорного бизнеса и только с разрешения владельца казино.
avatar
Реально обмануть казино может каждый картежник со двора, другое дело, дадут ли ему потом уйти живым
avatar
То есть, если «аналитики» и быки будут свои… ваши дети будут не прочь пошалить? А не воровать вообще и не ждать халявы, не гоняться «за своим жильем любой ценой, просто потому что хочется» будет лучше
avatar
Живя в капиталистическом гос-ве, без потерь не получится.
avatar
Бесплатно скачать советские учебники
sheba.spb.ru/shkola/
avatar
Благодарю. Полезная ссылка.
avatar
И заметьте, задачи достаточно сложные, но зато учат, а не натаскивают

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.