Господдержка выделяется за заслуги, а не за правильные взгляды

Новый фильм Андрея Кончаловского «Рай» снятый при поддержке Минкульта и канала «Россия» попал в основной конкурс Венецианского кинофестиваля, который пройдёт с 31 августа по 10 сентября. Венеция для Кончаловского — счастливое место. В 2014ом он получил там главный приз за режиссуру, в 2002ом — Особый приз жюри за «Дом дураков». В 1966ом году была ещё одна номинация на «Золотого льва» за фильм «Первый учитель». Вообще в Венеции российское кино уважают. Звягинцев в своё время получил там главный приз за «Возвращение» и это стало стартом его успешной карьеры. Может, и на этот раз мы не останемся без наград. Хотя само по себе попадание в основной конкурс старейшего и одного из самых престижных мировых кинофестивалей — это уже победа.

На самом деле Мединскому не позавидуешь. Перед ним стоит задача наиболее эффективно распределить госденьги на поддержку кинематографии. В кино эффективность выражается либо в кассовых сборах, либо в победах на престижных мировых кинофестивалях. В первом случае всё понятно. Ввели понятие «лидер кинопроизводства» и основную часть господдержки направили на проекты кинокомпаний, фильмы которых собирают наибольшую кассу. Абсолютно логичное решение.

Если же говорить о поддержке, скажем так, немассового кино, которое может потенциально иметь хорошие фестивальные перспективы, то, казалось бы, логичным было бы помогать в первую очередь тем режиссёрам, кто уже побеждал на зарубежных фестивалях. Но здесь есть одна проблема. Те же Звягинцев и Кончаловский придерживаются, мягко говоря, оппозиционных взглядов. Давать деньги тем, кто открыто выступает против тебя — это тот ещё мазохизм. С другой стороны, а как им не помочь? И об этом Мединский тоже говорил после выхода, например, «Левиафана». Ну вот как не дать деньги Звягинцеву, если он один из самых талантливых современных российских режиссёров?

В этой ситуации нужно отдать Минкульту должное. Кончаловский, который ругает действующую власть по поводу и без, получил от этой самой власти четыре с половиной миллиона евро на свой новый фильм. И этот фильм попал в конкурс в Венеции. Значит решение было правильным. А ведь запросто могли найти множество предлогов для того, чтобы отказать в финансировании! Но нет, поступили как профессионалы. Ничего личного. В данном случае важно то, что Кончаловский — отличный режиссёр, а его политические предпочтения — это дело десятое.

И мне это нравится! Я не согласен с Кончаловским. Если честно, все эти его резонансные ролики на ютьюбе с громкими высказываниями у меня ничего кроме недоумения не вызвали. Но я рад, что в нашей стране он может спокойно работать. Это справедливо. Человек заслужил. Есть такой момент, что российская творческая интеллигенция в основной своей массе крайне оппозиционна. Ничего с этим не поделаешь. Но Минкульт определил понятные правила игры: если ты талантливый, мы тебе поможем, несмотря ни на что. Бездарности же, какой бы провластно настроенной она не была, это не сильно поможет при получении господдержки.

Обсудить в блоге автора
Система Orphus

0 мнений

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.