Чужая страна. Что не так с "Викингом"

Уроки Истории: Чужая страна. Что не так с Викингом

Дмитрий Лекух 05.01.2017 www.nalin.ru/chuzhaya-strana-chto-ne-tak-s-vikingom-4531

…Собственно говоря, если искусство – это умение задавать вопросы, а не получать ответы, то широко разрекламированный мегасуперблокбастер «Викинг» вопросов вызывает, действительно, очень много. И, пожалуй, едва ли не самый главный из них: а что это, собственно, было и, самое главное, извините за мой французский, на хрена?

Что тут важно.
Безусловно, не являясь профессиональным кинокритиком, я просто не берусь оценивать художественную ценность картины. И я бы, наверное, даже и не взялся ничего писать о сием произведении искусства категории «Б» с бюджетом категории «А», если б его авторы не претендовали на то, что это едва ли не «учебник русской истории». Просто потому, как собственно к истории Древней «княжьей» Руси фильм «Викинг» имеет приблизительно такое же отношение, как «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино к настоящей истории Второй мировой войны.
Ну, с некоторой поправкой: Тарантино, безусловно, поталантливее будет, да и снимает немного получше и поубедительнее.


А так…
…Самое главное — совершенно непонятно, чего именно хотели авторы.

Если историю с зубодробительным «норманнским присутствием на Руси», то русская история знает такие страницы. И, кстати, куда более яркие и достоверные: взять хотя бы историю прибивавшего свой щит «к вратам Царьграда» Олега Вещего. Вот там – действительно был всем «нурманам» нурман, что называется, даже согласно Ипатьевскому летописному своду патентованный. Если «поиски христианской истины», и «света византийской цивилизации», то и тут Владимир, извините, несколько нё алё. Свидетельства о том, как «великая королева ругов» лично посещала Константинополь, была неоднократно и с величайшим почетом принимаема самим базивлесом ромеев и, судя по всему, приняла христианство, есть не только в русских летописях, но и в византийских хрониках. И была этой «сиятельной королевой» родная бабушка нашего главного героя, святая равноапостольная княгиня Ольга. И вот в ее истории действительно было о чем поговорить.
Если же просто хотелось снять кино про крутого мужика (а Владимир и вправду был очень крут, жесток, умен и властолюбив, — его даже, по-моему, мухи кусать боялись), то почему мы видим на экране рефлексирующего и, временами, просто тупо обдолбанного соплежуя, — загадка вообще для всех.
Да загадок там вообще даже больше, чем бы хотелось.
Начиная, в общем, с самого названия.

Потому как даже сам термин «викинг» вообще-то имеет вполне определенное значение: это раннесредневековый скандинавский мореход, искавший счастья в походах с целью торговли, пиратства и грабежа. И ни один из персонажей фильма, включая вполне исторически реального боярина Свенельда, под это определение не подходит. Ибо жил на Руси давно, не исключено, что и родился в Новгороде (Хольмгарде норманнских саг), был воеводой отца Владимира, великого князя Святослава, и вообще ославянился настолько, что сына его звали вполне славянским образом Лют Свенельдич. Словом, может и был норманном, но к морскому пиратству совершенно точно никакого отношения не имел.
Наверное, — просто слово красивое попалось.
Других объяснений нет.
Как нет объяснений и тому медицинскому факту, на кой ляд жителям и знати великой восточноевропейской империи Рюриковичей, уже успевшим неоднократно (и иной раз вполне успешно) сходить на Константинополь, бить византийцев в Болгарии и на Балканах, разгромить и уничтожить великий хазарский Каганат, бывший «царством» ничуть не менее величественным, чем та же Византия, прикидываться такими жалкими дикарями.

Зачем тюркам-печенегам, вполне себе европеоидам, переодеваться в басмачей. Зачем жителям, по свидетельству целой кучи источников, от «латинских» до «ромейских» и арабских, «белокаменного» (это Новгород был деревянный, тут – обилие известняка) Киева сносить свой чудесный и вполне цивилизованный город. Где только иудейской общины проживала пара десятков тысяч человек. И переселяться в грязные деревянные хижины. И, наконец, зачем хорошо известному историческому персонажу, дядьке и наставнику будущего великого князя Владимира Добрыне обзывать себя именем Свенельда, которого он, кстати, наверняка очень неплохо знал лично. Это ведь, простите, все равно, что Юрий Владимирович Андропов попросил бы именовать себя, допустим, Лаврентием Павловичем – то-то бы было смешно.
Лично у меня тут объяснение только одно: ребята играли в Голливуд.

Просто эта часть нашей «творческой элиты» уже настолько вестернизирована, что по иному свое «художественное творчество» и не мыслит.

А голливудские продюсеры с тщанием относятся только к американской истории: попробуйте-ка там что не так сказать про генерала Гранта или любого иного героя американской Гражданской войны. А вот все, что не касается «истории великой мечты», можно смело снимать так, как Бог на душу положит: была бы сама история интересная.
А какая разница, как эти белолицые индейцы себя называли?
Владимир Красно Солнышко, говоришь? Ну, ладно. Хотя, допустим, Джон Кровавое Яйцо было бы куда для зрителя привлекательнее. И да, кстати, тут еще и «история не интересная», та же битва за Кольцо Всевластия и куда красочнее, и даже Мордор там несколько симпатичнее. И все, что тут можно сделать, — рассказать, как не единовременно, к сожалению, едут две «гречанки», две Руматы Эсторские, по сути, заниматься к этим непонятным дикарям «прогрессорством» во имя сияющей цивилизации. И есть у них перелетающий через днепровские пороги чудесный волшебный корабль: цивилизация же, все должны трепетать. В том числе и грязные дикие «викинги», которые, правда, к тому времени уже успели пересечь Атлантику и даже основать герцогство Норманнское, которое вскоре завоюет прекрасную старушку Англию, но кого такие мелочи должны по-настоящему волновать.
В конце концов, это – чужая история.
Про каких-то индейцев.
И, безусловно, — совсем чужая страна.
Система Orphus

3 мнения

avatar
Честно говоря, понимаешь, почему советские исторические фильмы БЕЗ мордобоя и оскаленных физиономий смотрелись на одном дыхании… как будто в эпоху другую переносился. А тут почему-то облезлые «рыцари»… не имеющие достаточно ткани сорят оружием направо и налево, хотя приличные мечи были большой редкостью для 10 века в Европе… С чего вдруг Блуд стал героем, а не предателем… с какого перепугу волхвы должны ходить не в хощовых рубахах на голое тело, а в штанах, но с голым торсом. Не хватает индейского раскраса у етих ехстрасенсов. И как-то упущено, что и волхвы в то время не только дико скакали вокруг идола, но рулили хозяйственными и политическими делами, плетя мастерские интриги и баламутя население. Но это еще мелочи: ВСЕ ВАЖНОЕ из Жития Святого упущено. Урывками показано преображение человека силы в воина Правды. Где выбор верований? Где прозрение в Корсуни, удивительная история семейной жизни, от страха до беззаветной любви, где покаяние не в вымышленных эпизодах излишнего насилия, а во ВСЕМ образе бытия тогдашнего князя (честно говоря, по нынешним временам он был мягко говоря не святой, а вот по меркам европейских королей куда более человечный)… где подвиги и свершения. Как-то забыли авторы, что представители разных племен и одевались-то по разному и жилище было самое разнообразное. Откуда эти допотопные землянки, все же не каменный век, а средневековье… Не хватает профессионализма авторам
avatar
Гоблин с Жуковым с особым цинизмом «препарируют» эту кино-поделку:

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.