Вы в нашем сердце и нашей памяти, герои

Сегодня мы расскажем о том, как немцы устраивали охоту на «ведьм», как всегда
не замечая настоящих ведьм — жен главарей рейха

24smi.org/article/11403-nochnye-vedmy-legenda-vvs-rossii.html

Военная авиация в России появилась ровно 101 год назад, когда в 1912 году приказом Военного ведомства в стране был введен в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генштаба.
«Ночные ведьмы»
Фото:ufolog.ru

Российская боевая авиация проделала длинный путь от фанерных самолетов до нынешних сверхзвуковых боевых истребителей, но по-настоящему великой история ВВС была в период СССР, которая не знала себе равных по количеству боевых самолетов.

«Первым делом самолеты, ну а девушки потом», — поется в известной песне Леонида Утесова. Однако ВВС славится не только мужчинами, но и женщинами-летчицами. Так, во время Великой Отечественной войны множество женщин-авиаторов принимали участие в боевых действиях, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Но особое внимание хотелось бы уделить легендарным «Ночным ведьмам».

Одной из известнейших летчиц является уроженка Москвы, Герой Советского Союза Раскова Марина. После начала Великой Отечественной войны она, будучи уполномоченной особого отдела НКВД и старшим лейтенантом госбезопасности, использовала свое служебное положение, а также личное знакомство со Сталиным, и получила разрешение на формирование женских боевых частей. Уже в октябре 1941 года в городе Энгельс под ее началом появился 46-й гвардейский ночной бомбардировочный женский авиационный полк, более известный как «Ночные ведьмы». Кроме того, здесь же, в Энгельсе, были созданы два других женских полка, которые затем стали смешанными.

Уникальность «Ночных ведьм» заключается в том, что в его составе вплоть до конца войны находились лишь представительницы слабого пола. 27 мая 1942 года «Ночные ведьмы» в количестве 115 человек, возраст которых составлял от 17 до 22-х лет, прибыли на фронт, а первый свой боевой вылет они совершили уже 12 июня.

«Ночные ведьмы» летали на самолетах У-2 (По-2), которые изначально создавались, как тренировочные воздушные судна для обучения летчиков. Он был практически непригодным для боевых действий, но девушкам понравилась его легкость, маневренность и бесшумность. Поэтому в срочном порядке самолет оснастили всем необходимым оборудованием. В дальнейшем он так же модернизировался. Тем не менее, развивая скорость до 120 км/ч, этот легкий самолет был очень уязвим, его фактически можно было сбить выстрелом из пистолета-пулемета.

Изначально немцы презрительно называли У-2 «русской фанерой», однако налеты «Ночных ведьм» заставили их поменять свое мнение.

Девушки, как известно, совершали свои боевые вылеты только ночью. За раз они брали на борт не более 300 килограммов бомб, причем многие сознательно отказывались от парашютов в пользу пары лишних снарядов. Каждая из летчиц только за одну ночь совершала 8-9 боевых вылетов, нанося ощутимый ущерб силам противника. Зимой, когда ночи были длиннее, количество вылетов могло увеличиться и до 18. После таких ночей хрупких, изможденных женщин относили в казармы на руках. Прибавьте к этому открытые кабины самолета и крепкий ночной мороз и представьте как нелегко им приходилось.

Заметить У-2 на радаре было невозможно. Кроме того, самолет двигался практически бесшумно, поэтому заснувший ночью немец мог уже не проснуться утром. Однако, не всегда врага удавалось застать врасплох. Практически после каждого боевого вылета техническому персоналу, так же состоявшему из женщин, приходилось латать дыры в корпусе фанерного самолета, больше похожего на дуршлаг. За все время войны полк лишился 32-х летчиц. Девушки часто гибли за линией фронта и сгорали заживо на глазах у своих боевых подруг.

Самой трагичной в истории «Ночных ведьм» считается ночь на 1 августа 1943 года. Немцы, решившие дать отпор бесстрашным советским девушкам, сформировали-таки собственную группу ночных истребителей. Для летчиц подобное стало полной неожиданностью. В тут ночь были потеряны 4 самолета, на борту которых находились 8 девушек: Анна Высоцкая, Галина Докутович, Евгения Крутова, Елена Саликова, Валентина Полунина, Глафира Каширина, Софья Рогова и Евгения Сухорукова.

Впрочем, не всегда потери были боевыми. Так, 10 апреля 1943 года один из самолетов, приземляясь в полной темноте, случайно сел прямо на другой. В итоге в ту ночь погибли три летчицы, а четвертая, Хиуаза Доспанова, сломавшая ноги, несколько месяцев провела в госпитале, но в строй вернуться так и не смогла из-за неправильно сросшихся костей.

Но тяжело приходилось не только летчицам и штурманам, но и техническому персоналу «Ночных ведьм». Они не только латали дыры в самолетах после ночных вылетов, но и крепили к крыльям самолетов тяжеленные бомбы. И хорошо, если целью налета была живая сила противника – осколочные бомбы весили по 25 килограммов каждая и были самыми легкими. Гораздо труднее было крепить бомбы весом в 100 килограммов для удара по наземным стратегическим объектам. Как вспоминала мастер по вооружению Татьяна Щербина, хрупкие девушки вдвоем подымали тяжелые снаряды, которые нередко падали им под ноги.

Но тяжелее всего «Ночным ведьмам» приходилось зимой в лютые морозы. Закрепить бомбу на крыле в рукавицах – задача практически невыполнимая, поэтому работали без них, и довольно часто на снарядах оставались кусочки кожи нежных девичьих рук.

«Ночные ведьмы» за годы войны совершили более 23,5 тысяч боевых вылетов, сбросив на врага около 3 миллионов килограммов бомб. Они принимали участие в битвах за Кавказ, за освобождения Крыма, Польши и Белоруссии. Кроме того, «Ночные ведьмы» под покровом ночи снабжали боеприпасами и продовольствием советских солдат, находившихся в окружении немецких войск.

Легендарные «Ночные ведьмы» — гордость Военно-воздушных сил России, а их подвиг трудно переоценить.
Автор: Алексей Ковальский

Вообще, женщины-летчицы проживали часто короткую и ослепительную жизнь, некоторые, как герой М.Нестеренко были оговорены своими, репрессированы и расстреляны… многие погибали на опасном задании. Те, кто остался жив также отдавали всю свою душу спасению ближних и передавали воспоминания детям и внукам и уже в мирное время приносили огромную пользу своей работой.

olymp.as-club.ru/publ/arkhiv_rabot/devjataja_olimpiada_2012_13_uch_god/rol_zhenshhin_v_istorii_aviacii_i_vozdukhoplavanija/28-1-0-511

В октябре 1937 года Валентина Гризодубова установила пять мировых женских рекордов по скорости, высоте и дальности полета на легких самолетах А. С. Яковлева. В том же году вместе с Мариной Расковой она совершила дальний перелет Москва – Актюбинск. В июле 1938-го, вместе с П. Осипенко и В. Ломако, – перелет на гидросамолете МП-1 из Севастополя до Архангельска. (Все участницы были награждены орденами Ленина.) А еще через два месяца – знаменитый перелет на Дальний Восток…
На этой воздушной машине Валентина Гризодубова появлялась в самых отдаленных городах и поселках. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной, добиралась до селений, где не только самолетов, но и паровоза еще не видали; садилась на лесных полянах, лугах, в поле, и со всех сторон к ней бежали люди. А она вместе со своим бортмехаником Катей Слобоженко катала ударников колхозного труда, агитировала молодежь идти в авиацию, собирала средства на постройку новых самолетов. За работу в этой агитэскадрилье летчицу наградили орденом Трудового Красного Знамени.
…В начале Великой Отечественной подполковник авиации Гризодубова подняла в небо тяжелый бомбардировщик. И стала единственной женщиной в 101-м авиационном полку дальнего действия. И первой женщиной – командиром боевого полка.
Особенно напряженной была работа всей авиадивизии зимой 1942-1943 годов. Бомбардировщики дальнего действия проникали глубоко в тыл врага: бомбили переправы, железнодорожные узлы, мосты; партизанским соединениям доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, продовольствие – все необходимое. На Большую землю вывезли около четырех тысяч ребятишек… А было это не просто, только виртуозам под силу: летали ночью, в полной темноте. И надо было в глухом лесу отыскать посадочную площадку, приземлиться и той же ночью опять пересечь линию фронта. Тысячи вылетов совершили летчики гвардейского Краснознаменного 101-го, из них двести вылетов – лично командир полка, уже полковник Валентина Гризодубова. Кстати, в войну немцы назначали за ее голову огромные деньги…
После Победы Валентина Степановна добилась создания уникального научно-исследовательского летно-испытательного центра (НИЛИЦ), где разрабатывалась и испытывалась новейшая авиационная электроника.
В жизни Валентина Степановна отличалась прямотой и бескомпромиссностью. Когда в сталинское время ее избрали депутатом Верховного Совета СССР, она держала под своим контролем около пяти тысяч дел. Каждый день приносил ей множество писем. Иногда на конвертах стоял адрес: «Москва. Кремль. Сталину и Гризодубовой».
Валентина Гризодубова – знаменитая летчица, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета.

Целые батальоны летчиц сражались, не жалея себя, наравне с мужчинами, порой превосходя их.Среди них – красавица Лидия Литвяк, нежная, женственная и обаятельная.Именно она стала самой результативной летчицей минувшей войны.
Лидию Литвяк боялись враги и обожали сослуживцы.
Лидия Литвяк поступила в аэроклуб в 14 лет, а уже в 15 самостоятельно летала. Она побывала на Крайнем Севере и считалась одним из лучших инструкторов, поставивших «на крыло” 45 курсантов.
Невысокая блондинка с выразительными глазами пользовалась необыкновенной популярностью у своих коллег.Но никогда и никому не отдавала предпочтения.
При этом Лидия Литвяк была воплощением женственности, умудряясь даже летный комбинезон превращать в модный наряд.
Попав в отряд знаменитой летчицы Марины Расковой, Лидия за ночь нашила на летный комбинезон натуральный мех с унтов. За что получила выговор от начальства. Но потом долго щеголяла в женском отряде оригинальным нарядом.
Лидия Литвяк была очень похожа на популярную кинозвезду того времени – актрису Серову. И это добавляло ей привлекательности в глазах мужчин, заставляя женщин завидовать.
Лидия Литвяк лично сбила 26 самолетов
Первый боевой вылет Лидия Литвяк совершила летом 1942 года в Саратове, а в сентябре добилась перевода на самый сложный участок фронта – в Сталинград.
О двух ее победах в одном бою над Сталинградом писала вся советская пресса.
Лидия сначала сбила фашистский бомбардировщик, а затем сбила истребитель, заменив раненую подругу.
Бомбардировщиком управлял один из самых титулованных немецких летчиков.
Он попал в плен и был потрясен, увидев свою победительницу.
Немецкий летчик предсказал Лидии большое будущее. И не ошибся. За время боев Лидия Литвяк совершила около 200 боевых вылетов и провела сотню воздушных боев.
Она лично сбила 26 самолетов и была награждена высочайшими орденами и медалями.
Ее командир Борис Еремин говорил: „Это была прирожденная летчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух”.
1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. О том, что произошло в ее последнем бою, точных сведений нет до сих пор.

В 46-м гвардейском не было мужчин, все его воины – от летчиков и штурманов до техников – были женщины. Вчерашние студентки, воспитанницы аэроклубов, работницы фабрик и заводов. Юные, хрупкие они по зову сердца встали в солдатский строй и с честью прошли нелегкой дорогой войны до великого Дня Победы. 23 из них удостоились звания героя Советского Союза. Среди них Марина Раскова, Вера Белик, Татьяна Макарова, Евгения Руднева, Марина Чечнева, Ольга Санфирова, Марина Смирнова, Надежда Попова.
46-й авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). Девушки нежно назвали свои машины «ласточками», но широко известное их название – «Небесный тихоход». Фанерный самолетик с маленькой скоростью. Каждый вылет на По-2 был сопряжен с опасностями. Но ни вражеские истребители, ни зенитный огонь, встречавший «ласточек» на пути не могли остановить их полет к цели. Летать приходилось на высоте 400-500 метров. В этих условиях ничего не стоило сбить тихоходные По-2 просто из крупнокалиберного пулемета. И нередко самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте, в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в, казалось, невозможные сроки. Техники и механики – Галя Корсун, Катя Бройко, Аня Шерстнева, Маша Щелканова и другие – закладывали своим трудом на земле основу боевых успехов в небе.

Перечислять всех героинь достаточно долго. Поэтому более подробно: nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/12/30/proekt-k-dnyu-pobedy-po-teme-zhenshchiny-aviatory-v
Система Orphus

4 мнения

Только состоящие в ополчении и вошедшие под своей учётной записью пользователи могут оставлять мнения.